Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Глава дома желает всем хорошей субботы, а затем поднимает полный бокал вина и, взглянув на свечи, произносит кидуш:

— И был вечер, и было утро шестого дня…, и все тогда было окончено, и наступил шабат, благословленный и освященный Всевышним.

Тора учит нас, что шабат надо отделять от других дней, поэтому мы и произносим кидуш, хотя и без наших действий суббота отличается от будней.

Мудрецы поясняют наше особое поведение в шабат такой притчей. В одном селении был родник, который давал совсем мало воды. Ее было ровно столько, чтобы люди могли существовать. Все жители селения знали, что под землей протекает колоссальной мощи река, но их знание оставалось только знанием. Воды по-прежнему было в обрез. Однажды кто-то взял лопату и увеличил устье источника всем на радость. Поток воды стал больше, люди в селении стали жить намного лучше.

Когда мы празднуем шабат, весь мир озаряет свет, который, подобно водам мощной реки, изменяет реальность к лучшему и готовит всех к будущему миру, который весь — шабат.

Кидуш

Наш праотец Яаков учил своего сына Йосефа мудрости Торы невероятной глубины, похожей на вино с особенным вкусом. Сын впитал в себя все, что передал ему отец, став достойным сосудом для этого дорогого вина. Всю жизнь во всех испытаниях он бережно нес учение Яакова в своей душе, как несут драгоценный бокал особенно дорогого вина.

Оказавшись в Египте, вдали от отцовского дома, Йосеф остался тем же верным хранителем учения Яакова. Ни один египтянин, включая самого фараона, не смог испортить его. После всех испытаний он только укрепился в вере.

Спустя много лет, когда Йосеф, уже будучи заместителем фараона, снова встретился с братьями, которые прибыли в Египет, он рассказал им о себе и послал с ними в подарок Яакову старое вино, желая показать свою верность учению отца.

Также каждый еврей подобно Йосефу должен пронести через всю жизнь бокал своего вина, над которым можно будет потом произнести благодарность Творцу.

Произнося кидуш над бокалом вина в шабат, мы показываем, что наше вино отделено от всего будничного, что мы надеемся пронести его чистым через всю жизнь…

Халы

После кидуша нас ждут халы. У всех праматерей было благословение, связанное с хлебом. Например, Рахель, жена Яакова, похоронена в городе Бейт Лехем, название которого в переводе с иврита — Дом хлеба. Гематрия слова «бейт», как и буквы «бет» — два. Бейт Лехем — два хлеба. И, действительно, дом состоит из двоих — мужа и жены. В шабат у нас на столе две халы. Одна из них символизирует этот мир, другая — будущий.

Рахель, мама Йосефа, передала сыну благословение, и позже в годы голода он кормил хлебом всю семью Яакова и весь мир.

Мы видим, что в Йосефе соединились учение отца и благословение матери — вино и хлеб. Вино от Яакова и хлеб от Рахели через Йосефа и многие поколения евреев пришли и на наш шабатний стол. Каждую субботу мы произносим кидуш над полным бокалом вина и говорим благословение над душистыми халами.

из журнала «Мир Торы», Москва


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…