Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе. О чем именно идет речь?

Темы: Менора, Греческая культура, Хашмонаим, Коды в Торе, Ханука, Лот, Ассимиляция, Иврит, Рав Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте. Не раз приходилось слышать о «кодах» в Торе, не могли бы вы разъяснить, о чём именно идёт речь? И ещё, известны ли какие-либо коды, связанные с Ханукой? Большое спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за Ваш вопрос.

Многие из нас знакомы с текстом Торы, он включает в себя заповеди Творца и описание «родословной» мира и еврейского народа вплоть до вступления в Землю Израиля. Но с другой стороны еврейская традиция, восходящая к горе Синай, утверждает, что Всевышний творил мир, руководствуясь Торой. А отсюда, как пишут мекуболим (знатоки тайного Учения), следует, что и все события в мире, вплоть до событий жизни каждого человека и его судьбы, также отмечены в тексте Торы. Но уже не в явной форме, а в закодированной. Видов кодировки довольно много, но здесь коснёмся самых простых из них, они же — наиболее легко поддающиеся дешифровке. В последнее время таких открытий становится всё больше.

Речь идёт о рашей тейвот — сокращениях, при которых учитываются только начальные буквы слов, или софэй тейвот — только конечные. Или о дилуг отиёт — пропуске определенного количества букв (см. ниже), или о гиматрии — числовом значении букв, и т.д. Таким образом, в тех же буквах Торы, что составляют уже известные нам слова и предложения, Творец скрыл бесконечное количество информации, охватывающей буквально всё.

(В скобках добавим: недавно ученые обнаружили подобное явление в генетическом коде молекулы DNA. Оказалось, что она содержит больше информации, чем позволяют ее составляющие. Выяснилось, что определённая информация прочитывается, если начать со второй «буквы» кода, а не с первой! Смотрел в Тору и творил мир…)

Попытки дешифровки получили широкое распространение в последнее время благодаря возможностям компьютера. С помощью различных программ можно легко и быстро сканировать большие объёмы текста и проверить наличие искомых понятий с разным «шагом» пропуска букв — например, отмечая каждую пятую букву, каждую седьмую и т.д. Однако знание о возможностях такой дешифровки было у наших мудрецов испокон веков (см. Рабейну Бэхаей, комментарий к началу книги Бэрейшит, и Пардес Римоним раби Моше Кордоверо). А многие из них серьёзно занимались такими изысканиями. В частности, комментарий Бааль а-Турим в большой мере построен именно на этом. Одним из самых ярких примеров подобных открытий в докомпьютерную эпоху служит книга раби Хаима М. Д. Вейсманделя зацаль (принимал активное участие в спасении евреев во время Второй мировой войны) Торат Хемед, где он рассказывает о гениальных находках в этой области. А на сегодняшний день найдены сотни, если не тысячи, закодированных «сообщений», касающихся самых различных областей, и проведены тщательные математические и статистические исследования — как текста Торы, так и текста других «произведений», и результаты говорят сами за себя. К сожалению, в рамках ответа нет возможности говорить об этом подробно.

Здесь же приведем два замечательных примера, связанных с Ханукой, «открытия», принадлежащие моему уважаемому тестю р. Моше Абрамовичу (первое из них приведу со своими дополнениями). Но прежде упомянем те критерии, по которым «находку» можно считать настоящим кодом, а не случайным совпадением.

  • 1. «Шаг» пропуска букв должен быть минимальным (чем больше «шаг», тем больше вероятность случайности).
  • 2. Сам «шаг» (т.е. его числовое значение) также должен быть связан с искомым понятием.
  • 3. Должна наличествовать смысловая связь между найденным словом и его контекстом (либо другие коды в этом же месте, связанные между собой).

Слово Ханука (חנוכה) впервые обнаруживается в книге Бэрейшит (глава Ваера 19:9—13) в рассказе об уничтожении Сдома и спасении Лота, племянника Авраама, — с шагом в 66 букв.

{ט} וַיֹּאמְרוּ גֶּשׁ הָלְאָה וַיֹּאמְרוּ הָאֶחָד בָּא לָגוּר וַיִּשְׁפֹּט שָׁפוֹט עַתָּה נָרַע לְךָ מֵהֶם וַיִּפְצְרוּ בָאִישׁ בְּלוֹט מְאֹד וַיִּגְּשׁוּ לִשְׁבֹּר הַדָּלֶת: {י} וַיִּשְׁלְחוּ הָאֲנָשִׁים אֶת יָדָם וַיָּבִיאוּ אֶת לוֹט אֲלֵיהֶם הַבָּיְתָה וְאֶת הַדֶּלֶת סָגָרוּ: {יא} וְאֶת הָאֲנָשִׁים אֲשֶׁר פֶּתַח הַבַּיִת הִכּוּ בַּסַּנְוֵרִים מִקָּטֹן וְעַד גָּדוֹל וַיִּלְאוּ לִמְצֹא הַפָּתַח: {יב} וַיֹּאמְרוּ הָאֲנָשִׁים אֶל לוֹט עֹד מִי לְךָ פֹה חָתָן וּבָנֶיךָ וּבְנֹתֶיךָ וְכֹל אֲשֶׁר לְךָ בָּעִיר הוֹצֵא מִן הַמָּקוֹם: {יג} כִּי מַשְׁחִתִים אֲנַחְנוּ אֶת הַמָּקוֹם הַזֶּה כִּי גָדְלָה צַעֲקָתָם אֶת פְּנֵי יְהוָה וַיְשַׁלְּחֵנוּ יְהוָה לְשַׁחֲתָהּ:

А теперь проанализируем, насколько вероятно, что это лишь случайное совпадение.

  • 1. 66 — числовое значение слова יון — «Греция» (י=10 ו=6 ן=50). Освобождение от власти Греции и празднуется в Хануку!
  • 2. Еще интереснее контекст — речь идёт о противостоянии злодейского царства Сдома и праведного Лота, и в конечном итоге Б-г наказывает грешников и спасает праведника. Это прототип греко-еврейского противостояния и победы евреев (Сдом был перевернут и уничтожен; и эллинистическая империя, по некоторым мнениям, пришла впоследствии к своему распаду именно в результате этого противостояния). Но это только общее сходство, а что с деталями?
  • 3. На первый взгляд непонятно, почему именно Лот здесь прототип евреев, а не Авраам — наш праотец? Ответ прост. Так Тора раскрывает нам корень и причину тех несчастий, которые выпали на нашу долю во времена греческого правления. Многие евреи оставили веру отцов и предпочли приобщиться к «великой» греческой культуре — тому, что называется «эллинизмом». Это и послужило катализатором ненависти греков к евреям и стало в результате причиной гонений. (Кстати, этот механизм срабатывал во многих случаях, в том числе и при «эмансипации» евреев Германии. Логика здесь такая: когда еврей сам не понимает своей особой роли в мире и думает, что сможет «стать единым целым» с каким-либо другим народом, тогда этот народ и напоминает еврею, кто есть кто).

Так и с Лотом: все его невзгоды происходят оттого, что он отделился от праведного Авраама и предпочёл ему общество жителей Сдома. Т.е. Лот — прототип эллиниста. Но Лот — не «законченный» эллинист, в отличие от своих зятьев, у которых вызывает смех сама мысль о том, что Всевышний может наказать жителей города.

  • 4. Интересно, что и само чудесное спасение было послано Лоту лишь ради заслуги Авраама, как сказано (19:29) «И было, когда истреблял Б-г города той долины, и вспомнил Б-г Авраама и спас Лота». И избавление от греческого ига пришло через коаним — храмовых служителей, верных Торе!
  • 5. Начало событий схоже в обоих случаях. О Сдоме сказано (18:20-21): «И сказал Б-г: велик вопль (мучеников) Сдома и Аморы и прегрешения их очень тяжки, сойду сейчас (т.е. пошлю ангелов в человеческом облике) и посмотрю, если соответствуют их деяния тому воплю — уничтожу, а если нет — разберусь». Слово, которое переведено просто как «вопль» (הכצעקתה), буквально означает «ее вопль». В соответствии с простым пониманием текста это был вопль (жителей) той страны. Но т.к. до этого слова «Сдом и Амора» употреблялись как слова мужского рода и во множественном числе, выражение «ее вопль» выглядит неожиданным. Чем вызвано это изменение? Мидраш говорит: это был вопль девушки (и есть мнения, что она была дочерью Лота), которая накормила нищего. В наказание злодеи вымазали её мёдом и отдали на растерзание пчёлам. Другими словами, каплей, переполнившей чашу грехов Сдома, стала мучительная казнь девушки, накормившей нищего.

В Хануку «катализатором» восстания послужил эпизод с дочерью Матитьяу, которая в день свадьбы должна была пойти к наместнику (право первой ночи).

  • 6. Следует обратить внимание и на ту форму, в которой Б-г послал гибель Сдому. С одной стороны, Тора сообщает нам, что это была рука Всевышнего, города были уничтожены Его ангелами.Но «невооружённый взгляд» обывателя мог бы увидеть здесь лишь природную катастрофу — химические осадки, землетрясение.

И в Хануку: малочисленный неподготовленный отряд «партизан» побеждает огромную и вооружённую по последнему слову техники греческую армию, чудо из чудес! Но… всегда найдётся скептик, который захочет приписать эту победу сочетанию случайных факторов. (Для этого как раз и «понадобилось» чудо с маслом: прояснить, что и само освобождение было явным чудом и его цель — вернуть еврейский народ к служению Творцу).

  • 7. И, наконец, само развитие отношений между Лотом и жителями Сдома очень напоминает события Хануки. Сначала горожане принимают Лота как своего, даже назначают судьей. Но потом, когда он отказывается «играть» по их правилам, начинают угрожать его гостям (вступить с ними в гомосексуальную связь — что было в большой моде у греков), а также посягают на его дочерей и на него самого, причем Тора использует выражение «и напирали они на Лота очень сильно». Всё это приводит на память рассказ Рамбама о событиях, предшествовавших восстанию: греки завладели еврейским имуществом и дочерями (право первой ночи и т.п.) и Израиль был под тяжким гнётом!

После всего сказанного трудно представить другое место в Торе, которое больше подходило бы для кодировки «сообщения» о Хануке. Перед нами скрытое пророчество. (Для скептиков: Септугианта — перевод письменной Торы на греческий язык — по всем мнениям предшествовала событиям Хануки). Только сам Творец, Находящийся вне времени, мог подготовить такой «сюрприз» для будущих поколений!

И в заключение ещё один код. Семья коаним, принесших спасение народу, носила имя Хашмонаим или Хашманим (а есть мнение, что Хашмонаи — это человек, не принадлежавший к семье, который воевал вместе с сыновьями Матитьяу).

Слово хашманим (חשמנים) впервые встречается в Торе с шагом 36 букв в книге Шмот (глава Ваякель 37:19—22), там, где описывается создание Меноры, Храмового светильника.

{יז} וַיַּעַשׂ אֶת הַמְּנֹרָה זָהָב טָהוֹר מִקְשָׁה עָשָׂה אֶת הַמְּנֹרָה יְרֵכָהּ וְקָנָהּ גְּבִיעֶיהָ כַּפְתֹּרֶיהָ וּפְרָחֶיהָ מִמֶּנָּה הָיוּ: {יח} וְשִׁשָּׁה קָנִים יֹצְאִים מִצִּדֶּיהָ שְׁלֹשָׁה קְנֵי מְנֹרָה מִצִּדָּהּ הָאֶחָד וּשְׁלֹשָׁה קְנֵי מְנֹרָה מִצִּדָּהּ הַשֵּׁנִי: {יט} שְׁלֹשָׁה גְבִעִים מְשֻׁקָּדִים בַּקָּנֶה הָאֶחָד כַּפְתֹּר וָפֶרַח וּשְׁלֹשָׁה גְבִעִים מְשֻׁקָּדִים בְּקָנֶה אֶחָד כַּפְתֹּר וָפָרַח כֵּן לְשֵׁשֶׁת הַקָּנִים הַיֹּצְאִים מִן הַמְּנֹרָה: {כ} וּבַמְּנֹרָה אַרְבָּעָה גְבִעִים מְשֻׁקָּדִים כַּפְתֹּרֶיהָ וּפְרָחֶיהָ: {כא} וְכַפְתֹּר תַּחַת שְׁנֵי הַקָּנִים מִמֶּנָּה וְכַפְתֹּר תַּחַת שְׁנֵי הַקָּנִים מִמֶּנָּה וְכַפְתֹּר תַּחַת שְׁנֵי הַקָּנִים מִמֶּנָּה לְשֵׁשֶׁת הַקָּנִים הַיֹּצְאִים מִמֶּנָּה: {כב} כַּפְתֹּרֵיהֶם וּקְנֹתָם מִמֶּנָּה הָיוּ כֻּלָּהּ מִקְשָׁה אַחַת זָהָב טָהוֹר: {כג} וַיַּעַשׂ אֶת נֵרֹתֶיהָ שִׁבְעָה וּמַלְקָחֶיהָ וּמַחְתֹּתֶיהָ זָהָב טָהוֹר: {כד} כִּכָּר זָהָב טָהוֹר עָשָׂה אֹתָהּ וְאֵת כָּל כֵּלֶיהָ:

Победа Хашманим ознаменовалась чудом Меноры, когда масло, достаточное для одного дня, горело целых восемь. Более того, само название Ханука — от слова хинух — означает «обновление», возобновление служения в Храме, т.е. новое изготовление Меноры.

  • 36 (шаг) — общее количество свечей, зажигаемых в Хануку (1, 2, 3 … 8) в память о восьмидневном чуде со свечами Меноры.

Комментарии излишни.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.