Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в субботу пользоваться термальной водой?

Темы: Суббота, Забота о здоровье, Яков Шуб, Лекарства

Отложить Отложено

Добрый день, можно ли в шабат пользоваться термальной водой (увлажняющий спрей), если сохнет кожа? Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Разрешено пользоваться спреем термальной воды в субботу, если это делается в профилактических целях.

Термальная вода — это вода, поступающая из термальных источников (нагретые подземные воды, выходящие на поверхность). Считается, что минеральные вещества, растворённые в ней, благоприятно влияют на кожу. Для того чтобы понять, разрешено ли пользоваться термальной водой в субботу, необходимо рассмотреть два основных вопроса. Во-первых, разрешено ли в субботу пользоваться спреем? Во-вторых, разрешено ли использовать непосредственно термальную воду?

Попробуем вкратце разобрать эти законы:

1. Одной из 39 запрещенных в субботу работ является веяние (зорэ). Это следующий после молотьбы этап обработки зерна, при котором зерна отделяют от половы. Зерно подбрасывают в потоке воздуха, где от него отделяются солома и полова. В Иерусалимском Талмуде (Шабат гл. 8:2) приводится утверждение, что рассеивание по ветру любой жидкости также является работой «веяние».

И хотя Рамо в своих комментариях к Шулхан Аруху (319:17) также приводит этот закон, галахические авторитеты более поздних времен категорически не согласны с этим. Они, в свою очередь, утверждают: в Вавилонском Талмуде (Шабат 73б) говорится, что веяние (зорэ) по своей сути подобно выбиранию (борэр) — целью обоих является отделение нужного от ненужного; соответственно, рассеивание по воздуху будет запрещено, только если конечной задачей этого действия будет такое отделение (Беур Галаха 319, Мишна Брура 446:6). Получается, что при использовании обычного спрея работа зорэ не совершается, поскольку он используется только для распыления жидкости, а не для отделения (Орхот Шабат 3:135).

2. Раньше для изготовления лекарства необходимо было растолочь лечебные травы, совершить работу толчения, перемалывания (тохэн) — одну из 39 мелахот (работ) запрещенных в субботу Торой. Мудрецы запретили здоровому (в целом) человеку принимать лекарства в субботу, поскольку существует опасение, что этот человек, почувствовав себя плохо, захочет приготовить себе лекарство и совершит запрещенное в субботу действие. Хотя фармацевтическая промышленность ушла далеко вперед, запрет принимать лекарства остаётся в силе, кроме случаев, когда жизни человека угрожает опасность или даже когда человек просто болен, но опасность его жизни не угрожает (холе ше-эйн бо сакана).

Но этот запрет распространяется только на использование лекарственных препаратов. Если же какой-то вид пищи или препарат повсеместно применяется и здоровыми людьми, то его использование не рассматривается как прием лекарства и не запрещено (Шулхан Арух 328:37, 327:1). И поскольку термическая вода широко используется обычными людьми в профилактических целях — для увлажнения кожи, она не рассматривается как лекарство и ею можно пользоваться.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.