Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В Торе сказано, зачем нужен космос?

Темы: Сотворение мира, Тора и наука, Праздники, Астрология, Астрономия, Богобоязненность

Отложить Отложено

Где в Торе написано про космос: зачем он нужен в этом мире? И что о нем там написано? Натаниэль

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Натаниэль!

Спасибо за интересный вопрос.

Сначала определимся с понятиями. Когда мы говорим о Торе, то различаем Письменную Тору — Пятикнижие, Пророки и Писания (всё вместе — Танах), и Устную Традицию — Талмуд, Мидраш, Каббала.

А когда мы говорим о космосе, то, насколько понимаю, имеем в виду звезды, кометы, планеты, галактики, созвездия и т. п. и закономерности их движения. И, соответственно, в ответе речь пойдет об упоминании космических объектов в обеих частях Торы.

В самом начале Пятикнижия, где описывается сотворение мира, упоминается и сотворение небесных тел, и их назначение (Берешит 1:14-18): «И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, и для времен (назначенных), и для дней и лет. И будут они светилами на своде небесном, чтобы светить на землю. И было так. И создал Б-г два великих светила: светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды. И поместил их Б-г на своде небесном, чтобы светить на землю. И править днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И видел Б-г, что хорошо».

Рассмотрим эти стихи Торы. В святом языке слово «звезда» (кохав) означает и планеты, и кометы. Значит, когда Тора говорит: «светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды», она подразумевает Солнце, Луну и все остальные небесные тела.

Теперь о цели их творения. В этих стихах названо несколько функций небесных тел:

1) Отделять день от ночи. Есть заповеди, которые выполняют только днём, а есть такие, которые выполняют только ночью. По Солнцу определяют начало дня, по звездам — начало ночи.

2) Для знамений. Некоторые комментаторы говорят, что тут идёт речь о таких знамениях, как затмение Солнца или Луны, которые являются плохим знаком для мира. А один из комментаторов полагает, что тут имеется в виду астрология.

3) Для времён назначенных. По новолунию мы определяем начало месяца и в соответствии с этим узнаем время наступления всех праздников и других важных событий (бар- и бат-мицва и т. п.).

4) Для дней и лет.

5) Чтобы светить на землю. Свет означает и тепло.

6) Для правления. Есть мнение, что здесь упоминается основа астрологии, то есть то, что Творец дал небесным телам силу влиять на всё происходящее на земле.

Кроме того, в книге Эйова (38:31-33) мы находим упоминание названий созвездий: «Можешь ли ты связать узлы (созвездия) Кимы и вязать узлы (созвездия) Кесила? Выведешь ли ты в (установленный) срок (созвездия) Мазорот и проводишь ли (созвездие) Айиш с детьми? Знаешь ли ты уставы неба? Можешь ли ты установить их господство на земле?»

Теперь поговорим об источниках Устной Традиции. В Мишне и Гмаре есть множество свидетельств о том, что еврейские мудрецы занимались астрономией и имели в этой области обширные познания.

Приведу один удивительный пример. В Талмуде (Орайот 10а) есть такая история. Тана (мудрец Мишны) раби Йеошуа Бен-Ханания плыл на корабле вместе с Рабаном Гамлиэлем. Через несколько недель путешествия у Рабана Гамлиэля закончилась провизия и он спросил раби Йеошуа, не может ли тот поделиться с ним. Раби Йеошуа ответил утвердительно и пояснил, что взял с собой двойной запас пищи.

Рабан Гамлиэль поинтересовался, откуда раби Йеошуа знал, что путешествие так затянется, ведь если бы всё шло, как обычно, они давно уже должны были бы прибыть к месту назначения. Раби Йеошуа объяснил: он знал, что моряки ошибутся в пути, так как есть одна звезда, которая появляется на небе раз в семьдесят лет и вводит мореплавателей в заблуждение. И из-за этого путешествие затягивается.

Судя по всему, речь идёт о комете Галлея, которую описал английский учёный Джон Галлей около трёхсот лет назад. Он писал, что эта комета появляется каждые семьдесят лет, и позже это было подтверждено. Если это действительно так, то раби Йеошуа знал об этой комете уже около двух тысяч лет назад!

Как он мог прийти к этому открытию сам? Ведь оно требует десятков или даже сотен лет астрономических наблюдений? Ответ: скорее всего, он получил это по Традиции, передающейся из поколения в поколение со времён дарования Торы. И таких примеров множество. Так, мудрецы знали средний цикл новолуния, который не так давно опубликовал глава американского Космического центра. Знали о планетах солнечной системы, о 12 созвездиях Зодиака, о вращении Земли и ее шарообразной форме и т. п.

В заключение приведу стих из книги пророка Йешаяу (40:26): «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите — кто сотворил их? Тот, Кто выводит воинство их счётом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и от Мощного силой никто не скроется».

Отсюда ещё одна очень важная «функция» космоса и астрономических объектов, которая не была упомянута выше. Получив некоторое представление о грандиозности космического пространства, можно прийти к ощущению непостижимого могущества Творца. А это, в свою очередь, должно помочь человеку ощутить трепет перед Его величием. Это основная задача в жизни человека, как сказано (Дварим 10:12): «А теперь, Исраэль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Господа, Б-га твоего…»

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.