Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава Санедрина в период после разрушения Второго Храма

Раби Йеошуа бен Хананья – ближайший ученик р. Йоханан бен Закая. Р. Йоханан говорил о нем: «Счастлива женщина, родившая его!» (Авот 2:8).

Известно, что мать р. Йеошуа, когда была беременна им, просила всех знатоков Торы в Иерусалиме молиться за нее, чтобы у нее родился будущий мудрец. А когда он появился на свет, мать приносила его колыбель в дом учения, чтобы его уши с младенчества впитывали слова Торы (Иерусалимский Талмуд, Йевамот 1:6).

Раби Йеошуа получил от р. Йоханана бен Закая смиху (посвящение в раввины), а также изучал вместе с ним сокровенное разделы Торы (Хагига 14б). Он был знатоком магии и успешно противостоял оккультным силам, представляющим для людей опасность (Седер адорот). Кроме того, р. Йеошуа владел многими языками и обладал обширными знаниями в математике и астрономии (Орайот 10а).

Раби Йеошуа происходил из рода левитов: обладая исключительно красивым голосом, он принимал участие в храмовом служении в качестве псалмопевца (Арахин 11б). Посвятив все свои помыслы изучению Торы, р. Йеошуа жил в крайней бедности, зарабатывая на хлеб ремеслом кузнеца, а, по некоторым сведениям, и ремеслом угольщика (Седер адорот).

Раби Йеошуа был одним из двух учеников, которые вынесли р. Йоханан бен Закая, завернутого в саван, из осажденного Иерусалима (Гитин 56а). И когда рабан Йоханан воссоздал в Явнэ Санхедрин, р. Йеошуа стал его членом, а затем и его главой. Многие законы, зафиксированные в Мишне и Талмуде, переданы от его имени. Но даже став верховным судьей Израиля, р. Йеошуа по-прежнему кормился своим ремеслом (Брахот 28а).

Вместе с другими главами поколения р. Йеошуа входил в посольство, направленное в Рим для того, чтобы способствовать отмене антиееврейских указов. Он успешно участвовал в диспутах с философами афинской школы, с ранними христианами, а также с римским императором Адрианом.

Рассказывается, что император потребовал, чтобы р. Йеошуа показал ему еврейского Б-га. «Ты не можешь Его увидеть», — ответил мудрец. Но поскольку император заупрямился, р. Йеошуа вывел его под палящие лучи солнца и сказал: «Взгляни на него». «Не могу», — признался император. «Ну, уж если на солнце, одного из Его служителей, ты не в состоянии взглянуть, то и на Шехину тем более не сможешь» (Хулин 60а).

Раби Йеошуа подготовил целый ряд выдающихся учеников — среди них: гер Ункелус (см.), р. Шимон бен Зома (см.) и р. Шимон бен Азай (см.).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.