Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли вообще гневаться на что-либо, если на ВСЁ есть воля Б-жья?

Темы: Мудрость, Ревность, Гнев, Месть, Работа, Добро и Зло, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте! Можно ли вообще гневаться на что-либо, если на ВСЁ есть воля Б-жья и из чего угодно можно извлечь пользу, позитив и какой бы то ни было урок, который сделает тебя лучше? Константин

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Константин!

Вы, конечно, правы, в идеале гневаться на что бы то ни было в этой жизни — дело ненужное. Из всего можно извлечь урок, из самых низменных предметов можно высечь искорки святости, за любым человеческим злом можно разглядеть абсолютное добро Творца.

Проблема вовсе не в этом. Проблема — как этого достичь. Чтобы в реальности ощутить это в себе, чтобы на самом деле видеть вещи в таком свете, приходится совершать огромную духовную работу, которая может длиться всю жизнь.

Легко советовать ближнему не гневаться, когда его обижают. Гораздо трудней преодолеть гнев, когда задевают нас. Мы можем сколько угодно повторять, что во всём есть резон, и всё же, в момент истины, поддаться эмоциям, первому порыву.

Искусство владеть собой, умение сдержать гнев, способность во всём увидеть положительную сторону, очень редко бывает врождённым свойством. Как правило, это качество характера наращивается долгим опытом, наслаивается жизненной мудростью и закрепляется постоянным сознанием того, что Творец — вот здесь, всегда рядом, всегда с нами.

Впрочем, и гнев бывает разным. Ведь что такое гнев? Это ревнительство, это ощущение попранной справедливости, необузданное стремление теперь, сию же минуту, восстановить нарушенную гармонию. Проблема лишь в том, что каждый из нас понимает под справедливостью, в чём видит гармонию и к чему ревнует.

Если критерием является собственное благо, личный комфорт, уязвлённое эго, то и гнев будет питаться чистым эгоцентризмом. Если же гнев вызван несправедливостью к другим людям, попранием основ мира, осквернением святости, это — праведный гнев. Но и праведный гнев не должен становиться оружием «возмездия» (недаром «гнев» и «огонь» — однокоренные слова[1]). Наоборот, он должен стать горючим материалом для исправления собственных недостатков.

Другими словами, эмоции бывают со знаком «минус» и со знаком «плюс». Равнодушие — это не отсутствие эмоций, равнодушие — это поощрение зла. С другой стороны, гнев, как известно, плохой советчик, и его энергия разрушительна. Поэтому, как Вы пишете, пусть бы каждый из нас попытался переплавлять свой гнев в энергию добра, зажёг бы этим гневом, этим огнём тёплый очаг участия к ближнему, перенаправив его на служение Творцу.

С уважением, Александр Красильщиков


[1] Хотя бы на примере форм — «гневный» и «огневой».

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.