Темы: Мудрость, Ревность, Гнев, Месть, Работа, Добро и Зло, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Можно ли вообще гневаться на что-либо, если на ВСЁ есть воля Б-жья и из чего угодно можно извлечь пользу, позитив и какой бы то ни было урок, который сделает тебя лучше? Константин
Здравствуйте, Константин!
Вы, конечно, правы, в идеале гневаться на что бы то ни было в этой жизни — дело ненужное. Из всего можно извлечь урок, из самых низменных предметов можно высечь искорки святости, за любым человеческим злом можно разглядеть абсолютное добро Творца.
Проблема вовсе не в этом. Проблема — как этого достичь. Чтобы в реальности ощутить это в себе, чтобы на самом деле видеть вещи в таком свете, приходится совершать огромную духовную работу, которая может длиться всю жизнь.
Легко советовать ближнему не гневаться, когда его обижают. Гораздо трудней преодолеть гнев, когда задевают нас. Мы можем сколько угодно повторять, что во всём есть резон, и всё же, в момент истины, поддаться эмоциям, первому порыву.
Искусство владеть собой, умение сдержать гнев, способность во всём увидеть положительную сторону, очень редко бывает врождённым свойством. Как правило, это качество характера наращивается долгим опытом, наслаивается жизненной мудростью и закрепляется постоянным сознанием того, что Творец — вот здесь, всегда рядом, всегда с нами.
Впрочем, и гнев бывает разным. Ведь что такое гнев? Это ревнительство, это ощущение попранной справедливости, необузданное стремление теперь, сию же минуту, восстановить нарушенную гармонию. Проблема лишь в том, что каждый из нас понимает под справедливостью, в чём видит гармонию и к чему ревнует.
Если критерием является собственное благо, личный комфорт, уязвлённое эго, то и гнев будет питаться чистым эгоцентризмом. Если же гнев вызван несправедливостью к другим людям, попранием основ мира, осквернением святости, это — праведный гнев. Но и праведный гнев не должен становиться оружием «возмездия» (недаром «гнев» и «огонь» — однокоренные слова[1]). Наоборот, он должен стать горючим материалом для исправления собственных недостатков.
Другими словами, эмоции бывают со знаком «минус» и со знаком «плюс». Равнодушие — это не отсутствие эмоций, равнодушие — это поощрение зла. С другой стороны, гнев, как известно, плохой советчик, и его энергия разрушительна. Поэтому, как Вы пишете, пусть бы каждый из нас попытался переплавлять свой гнев в энергию добра, зажёг бы этим гневом, этим огнём тёплый очаг участия к ближнему, перенаправив его на служение Творцу.
С уважением, Александр Красильщиков
[1] Хотя бы на примере форм — «гневный» и «огневой».
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Авраам Елин
Мира Вайсбин
Я поняла, что не смогу изменить его прошлого…
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Яков Шуб
Что делать тому, кого оклеветали?
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Моше Пантелят
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Мирьям Климовская
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.