Из цикла «Как одолеть гнев», темы: Гилель, Гнев, Муж и Жена, Почитание родителей, Авраам Елин, Еврейские качества, Ссоры и конфликты, Отношения между людьми
Великий еврейский мудрец раби Моше бен Нахман (Рамбан, XIII век) писал в своем знаменитом письме-наставлении сыну:
«Приучи себя говорить мягко со всеми людьми и в любое время, и этим ты избежишь гнева — дурной черты, приводящей человека к греху… А когда ты удалишься от гнева, в твое сердце проникнет смирение — наилучшее из всех человеческих качеств…»
Раби Моше бен Маймон (Рамбам, XII век) учит, что в отношении всех черт характера человек должен избегать крайностей и стремиться к умеренности. Единственным исключением из этого правила он полагает гнев: в отношении гнева золотой середины просто не существует, и человек обязан избегать любых его проявлений.
Эти слова выдающихся еврейских мудрецов ясно показывают нам, что самообладание, борьба с гневом лежит в основании процесса созидания человеческой личности. Не существует никакого «праведного», «благородного» гнева. «Гневающийся (в сердце) подобен идолопоклоннику» (Шабат 105б), потому что бурная реакция человека на ход событий демонстрирует его неверие в Б-жественное Провидение, управляющее всеми без исключения аспектами жизни мира. Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным. Враждовать, ненавидеть, мстить, злословить, — все оказывается возможным. В ядовитой атмосфере гнева невозможно строить семью, невозможно воспитывать детей, работать, творить, улучшать качество жизни… В атмосфере гнева попросту нельзя жить!
И да не убаюкают вас, читатель, современные теории «раскрепощения», «разрядки гнева» — пустые, лживые однодневки. Мудрецы Талмуда — величайшие знатоки человеческой природы — более полутора тысяч лет тому назад (!) учили нас, что гнев относится к числу тех качеств, о которых сказано: «Кормящий его — морит голодом, заставляющий голодать — насыщает». «Разряжающий» гнев, «выплескивающий его наружу», помимо несомненного вреда, который он наносит окружающим его людям, на всех парах мчится к свирепой ярости, к самому настоящему буйству. Бороться с гневом на всех фронтах, избегать малейшего его проявления — вот единственный рецепт достойной человеческой жизни!
Книга рава Авраама Елина Орэх апаим увидела свет без малого сто лет назад. Основную часть корпуса книги составляют изречения еврейских мудрецов древности, средневековья и наших дней о гневе, наносимом им вреде, о награде, ожидающей того, кто сумеет победить могучего врага. В заключении автор приводит собранные им из разных источников практические советы по преодолению гнева. Ввиду их несомненной ценности, мы решили издать эти советы на русском языке с незначительными сокращениями.
Мужу следует, однако, с самого начала семейной жизни завести в доме такой порядок: он, а не жена, будет управлять финансами и имуществом. Как сказали мудрецы (Бава меция 75): «Трое вопиют и не получают ответа, и один из них — тот, над кем властвует жена». И во всех делах, которые он хочет сделать и думает, что жена воспротивится этому, пусть исполнит сказанное мудрецами: «Не умножай разговоров с женщиной» (Авот 1:5), т. е., насколько это возможно, скроет от нее это дело.
Таким же образом следует поступать, когда кто-то другой спорит с вами и вы видите, что ответ не изменит мнения собеседника, поскольку тот не ищет истину, а просто хочет уязвить вас или победить в споре, или же если спорщик по своему характеру упрям и упорен. В таком случае лучше промолчать, так как такой спор может привести к раздражению и гневу.
Мы исследовали этот вопрос и нашли в книгах, что есть несколько различных случаев:
А. Если жена проклинает и оскорбляет родителей мужа, и ему известно, что родители сами были этому причиной — они начали споры и склоки с ней и огорчали ее, и жена в данном случае права — написано по этому поводу в Сэфер хасидим (564), что не подобает гневаться на жену, чтобы сделать приятное родителям. И еще написано там же (563), что даже и без гнева не следует приказывать ей замолчать, если в результате этого она начнет ссору и откажется от выполнения своих супружеских обязанностей.
Б. Если же правы его родители, а жена напрасно оскорбляет их, то, если он считает, что выказав ей свой гнев и дав острастку, он добьется того, что она прекратит делать подобные вещи — обязан так поступить (что и имеет в виду Тана дэвей Элияу). Необходимо, однако, обязательно поступить так, как объяснено далее (в главе 5), а именно: остерегаться гнева в сердце, поскольку гнев в сердце запрещен всегда, даже с целью выполнения мицвы, и поэтому следует только выказать гнев, в глубине души оставаясь совершенно спокойным. Если же ему тяжело так сделать, следует воспользоваться советами, описанными далее. Нельзя также бить ее за это, как написано в Анъагот Арош: «Не поднимай руку на товарища, даже если тот в твоем присутствии проклинает твоих отца и мать».
В. Если он видит, что не может ничего сделать для того, чтобы она прекратила проклинать и срамить его родителей, то:
а) если может с ней развестись, это, безусловно, та плохая жена, которую мудрецы приказали отослать (Эрувин 41).
б) если же развод невозможен, например если у него есть от нее дети, или ее кетуба велика, или если его жизнь и заработок зависит от нее и т. п., следует вести себя, как указано выше — молчать и ничего не отвечать ей. Ибо, наоборот, почитание им родителей и будет состоять в том, что он промолчит. Ведь если он будет ссориться с ней или мстить, она будет срамить их еще больше. Поэтому следует терпеть и молчать и только молиться Всевышнему и каяться перед Ним, и тогда «Когда желанны Ашему пути человека, даже его враги помирятся с ним» (Ялкут Мишлей 16).
Когда жена или кто другой оскорбляют вас, стоит сказать им с выражением радости на лице: «Жена моя или брат мой! Я читал в книгах, что очень хорошо и полезно слушать оскорбления. Поэтому я прошу тебя — оскорбляй меня еще и не жалей ругательств, поскольку я очень рад этому и получаю от этого огромное удовольствие. Поэтому сделай мне, пожалуйста, одолжение, и прокляни меня еще разок!» И так, с радостью, отвечайте раз за разом на проклятия. Подобные речи помогут вам не разозлиться и избежать гнева в сердце, но принимать обиды с радостью. Можно также ответить: «Ты думаешь, что заставишь меня сердиться? Даже десять таких, как ты, не смогут этого добиться!», подобно тому, как ответил Гилель (Шабат 31). Очень хорошо помогает владеть собой и такой способ: когда жена или кто другой начинают проклинать и срамить вас, следует тут же в великой радости обратиться с благодарностью к Всевышнему за то, что Он предоставил вам эти унижения, и не прекращать потока благодарности до тех пор, пока вас не прекратят унижать.
Я слышал, что раби Ицхак из Ворки доказывал на основе этого случая, что даже если человек занят, а товарищ спрашивает у него вещи, в данный момент ненужные, проявление качества терпеливости заключается в том, чтобы, тем не менее, исполнить его желание и ответить ему немедленно и приветливо, а не откладывать разговор до другого времени. Ведь Гилель во второй и в третий раз уже знал, какого рода вопросы будут заданы — несрочные и несущественные, и он был занят, и, тем менее, он каждый раз одевался и выходил к вопрошающему, и не сказал: «Приходи на исходе шабата!»
Опубликовано с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.