Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Более 30 лет назад я обидел словом очень хорошего человека. Чувство вины осталось...

Темы: Обида, Уважение, Прощение, Молитва, Ответственность, Добро и Зло, Любовь к Б-гу, Любовь к ближнему, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Добрый день,

Я хотел бы узнать ваше мнение в следующем вопросе.

Мне сейчас 50 лет. Когда мне было около 18, я нехотя обидел словом своего очень хорошего и уважаемого знакомого (в очень грубой форме сказал ему, что он очень растолстел; я сам удивился, как это могло сойти с моих уст). Он сразу повернулся и ушёл.

Мне было сразу понятно, какую глупость я совершил, но сразу извиниться мне не представилось возможности. В силу обстоятельств мы больше с ним не встречались. Всю жизнь при воспоминании об этом ко мне подкатывало чувство вины.

Некоторое время назад я нашёл его по соц. сети и написал письмо, в котором рассказал об этой ситуации и попросил прощения, а также попросил ответить. Письмо он прочитал, но никакого ответа не последовало.

Как мне теперь быть? Чувство вины осталось. Будет ли достаточно молиться о прощении только Творцу?

Кстати, это был мне урок на всю жизнь. С того момента я всегда стараюсь не обидеть собеседника.

С уважением, Александр

Отвечает рав Александр Красильщиков

Уважаемый Александр!

Вы из тех совестливых людей, которые умеют учиться на собственных ошибках. Ошибаться могут многие, но вот вынести из собственных просчётов урок, принять на себя ответственность, не искать виновных на стороне, способны далеко не все.

По еврейскому Закону, человек, нанёсший ближнему материальный или моральный ущерб, не может очиститься, не может получить прощения, пока не возместит ущерб или пока не попытается сделать всё, что в его силах, чтобы стереть обиду и получить прощение от пострадавшего.

Более того, соблюдающий еврей, отходя ко сну, произносит специальную молитву, в которой оценивает прошедший день, пытается вспомнить, не обидел ли кого-нибудь и не нанёс ли кому-нибудь даже малый ущерб. Если это случилось, человек немедленно должен пожалеть об этом и продумать, каким образом это можно исправить. Кроме того, прежде чем уснуть, человек старается простить, по крайней мере, в душе, тех людей, которые ненароком, «не со зла», обидели его самого.

В основе этого лежит понимание одной простой вещи: человек, не умеющий прощать, становится как бы соучастником, звеном цепи зла. Ее прервать может лишь тот, кто сознаёт, что все люди ответственны друг перед другом, что злопамятность и мелочная мстительность увеличивают Меру Суда в мире и, в итоге, страдают все.

Самое страшное — когда невозможно отыскать человека, которого мы обидели, которому нанесли ущерб. В этом случае, если обиженный не умеет прощать или даже просто не знает, что обидчик раскаивается, возможны тяжёлые последствия. И это — одна из причин, по которым нам следует быть крайне осторожными и внимательными к окружающим. Впрочем, всё это является частью заповеди «возлюби ближнего как самого себя», заповеди «уважения к творениям» Создателя, а всё вместе составляет заповедь любви к Всевышему.

У евреев это — основа мировоззрения, фундамент отношений между людьми. Можно вспылить, можно произнести необдуманные слова, можно поступить опрометчиво под влиянием стресса, волнения или чувств, затмивших разум, но всё это не оправдывает того, кто это сделал, если тут же, на месте он не пытается с этим справиться.

И, если произошёл нежелательный инцидент, человек обязан как можно скорей загладить его. Исправить то, то можно исправить. К сожалению, некоторые вещи починить сложно, а исправление других потребует огромных лишений и страданий. Лучше всего включать разум раньше, чем станет поздно.

Иногда человек совершает такое, что простить очень трудно. Если мы разрушаем чью-то жизнь словом или поступком, то добиться прощения от пострадавшего весьма непросто. И это неудивительно. Каждый день жизни напоминает ему о том, что произошло.

Но и в этом случае, если виновный раскаивается искренне и пытается исправить то, что дано исправить, то пострадавший должен вспомнить, Кто на самом деле управляет судьбами людей и направляет их жизнь в то или иное русло.

Человек должен понять, что испытания, выпавшие на его долю, в конечном счёте, были посланы неспроста, а с целью исправить в его душе некий изъян, который нельзя было исправить иным путём, или направить его по определенному пути. И в этом случае «враг» — человек, нанёсший ущерб, — оказывается не более чем инструментом, обстоятельством, приводящим в действие испытание. Но не дай Б-г нам самим стать таким «инструментом»!

Что же касается конкретно Вашего случая, то Вы, на мой взгляд, сделали всё, что от Вас зависело, чтобы загладить вину. Если Вы не уверены, что извинение принято, то по еврейскому Закону его повторяют до трёх раз. Главное — чтобы обиженный знал об этом и почувствовал всю искренность Вашего раскаяния.

Если же и после трёх извинений он отказывается Вас простить, то вся ответственность ложится на него. И это не самая легкая ответственность.

С искренним уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.