Темы: Потомство, Предназначение, Еврей, Дарование Торы, История, Синай, Ответственность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Хотелось бы узнать ответ на такой вопрос. В сиддуре «Теилат Ашем» есть раздел «Шесть вещей, о которых вспоминают ежедневно». Второй пункт из этого списка такой: «Только будь осторожен, весьма оберегай душу свою — не забудь те события, которые видел ты глазами своими; И да не сотрутся они из сердца твоего, пока ты жив, и поведай о них сыновьям своим и внукам; [Поведай о том, что видел в] день, когда стоял ты пред Господом, Б-гом твоим, у Хорева».
Я понимаю, что эти слова обращены к евреям, которые получали Тору у горы Синай, но как эти слова имеют отношение к нашему современному поколению?
К примеру, я — еврей по маме, но так получилось, что мы не были воспитаны в еврейской среде, а пришли к этому сами (явно не без участия Всевышнего). Нашим предкам их предки не рассказывали об этих событиях (может быть, когда-то очень давно и рассказывали), которые они видели своими глазами. Соответственно, наши предки и нам передать ничего не смогли.
Конечно, я думаю, что когда-то такая традиция передачи была, но сейчас же эта традиция утрачена и осталась только письменная передача тех событий — из самой Торы. Я понимаю, что идея этой заповеди состоит в том, чтобы всегда помнить, что мы сами были свидетелями Дарования Торы и получили её не через пророка и не через посредника, а напрямую от самого Б-га.
Но как же я могу выполнить эту заповедь, если мне мои предки ничего такого не рассказывали и я сам своими глазами ничего не видел, а только читал об этом в Торе? С уважением, Руслан
Здравствуйте, Руслан,
Спасибо за действительно интересный вопрос.
Прежде всего, следует отметить: сам факт того, что Вы еврей, подразумевает одну простую вещь — Вы стали им не по чьему-то капризу или случайно. Это Ваше наследство от Ваших еврейских предков. То есть, Ваше еврейство замыкает цепочку сотен поколений евреев. И эта цепочка, если «осветить мрак времён», тянется к Вам от самого Синайского откровения, то есть от получения еврейским народом Торы у горы Синай.
В этом, по сути, и состоит главное значение и определение слова «еврей». Еврей — не национальность и даже не религиозная принадлежность. Еврей — это звено в цепочке поколений, звено в передаче Традиции. То, что Вам (и Вашим ближайшим предкам по маме) из Традиции по наследству досталось лишь одно слово, одно лишь название — «еврей» — ничего не меняет.
В этом слове «зашифрована» вся совокупность знаний, понятий, заповедей и ответственности, которой обладали, в том числе, и Ваши еврейские предки. Три-четыре поколения назад евреи ещё владели всей полнотой знаний Торы и Традиции, переданной, как уже сказано, по цепочке поколений от горы Синай. Иначе и быть не могло. Иначе Вы бы уже не были евреем. Не Ваша вина, что Вы не знали настоящего значения слова «еврей». Оно — суть и смысл нашего существования и знак для нас: в каком направлении действовать и куда идти дальше. Оно — последняя связь, минимум, тонкая ниточка, связывающая Вас с Традицией, но она, эта связь, всё ещё реальна. В Вашей воле эту связь уничтожить или же возродить.
Ключ к шифру под названием «еврей», к счастью, не утерян. Достаточно открыть сохранившуюся Письменную Тору, достаточно начать изучать и Устную её часть, и Вы сразу поймёте, что ничего ещё не пропало, что всё поддаётся исправлению. Потому что, самое главное — звено Традиции под названием «еврей» в Вашем лице — всё ещё здесь, оно существует. Остаётся лишь наполнить название конкретным содержанием, перевести его — в соответствующие слова и поступки.
Это возможно потому, что вся полнота и глубина еврейской Традиции в течение тысячелетий передавалась и сохранялась всем еврейским народом в совокупности и каждым евреем — в отдельности. Любой еврейский отец передавал знание Торы своим детям. Каждый учёный еврей передавал тонкости Закона многочисленным ученикам, а те, в свою очередь, — своим ученикам.
Традиционная еврейская семья строилась так, что, где бы она ни находилась, в потенциале могла стать зернышком, способным возродить целую еврейскую общину. А полноценная еврейская община в потенциале могла вернуть к жизни весь еврейский народ.
Так это работало, так это работает до сих пор. Взаимная и всеохватная ответственность евреев друг за друга играла и играет свою роль в сохранении Традиции, а значит, и еврейского народа. Ибо одно без другого — немыслимо.
История евреев знала множество примеров, когда угасание еврейской жизни в одном месте на планете сопровождалось её возрождением где-то ещё. Изгнание из Эрец-Исроэль, повлекло за собой расцвет еврейской жизни в Вавилоне. Её упадок там начался не раньше, чем появились центры еврейской учености в Испании, Франции и Германии. Изгнание из Испании укрепило еврейские центры Северной Европы, усилило общины Среднего Востока, Южной Европы и Северной Африки, а также возродило общину в Эрец-Исроэль.
Погромы и преследования в Германии и Франции привели к развитию общин Восточной Европы. Так это продолжалось вплоть до нашего времени. Катастрофа европейского еврейства, духовная деградация и ассимиляция в странах СССР не сумели погасить уголёк Традиции. Она возродилась на Американском континенте, в Великобритании и Эрец-Исроэль.
Если Вы знаете, что Вы еврей, если Вы задались вопросом, как это соотносится с Вашей жизнью, то сам этот вопрос свидетельствует, что у Вас еще есть возможность возродить Традицию в Вашей семье. Вы ещё способны своим возвращением к еврейским корням дать продолжение тысячелетней цепочке. И тогда Ваши дети и Ваши внуки, получив соответствующее традиционное еврейское образование и воспитание, станут следующим звеном в тысячелетнем «марафоне», старт которому был дан у горы Синай при встрече человечества со своим Творцом. Ведь мы, евреи, — непосредственные участники и свидетели этого события. И всё это содержится в простом слове, отражающем глубокое понятие — еврей.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Ашер Кушнир
Чем евреи отличаются от других национальностей.
Рав Моше Абрамович
Кто вышел из Египта? И что теперь делать?
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Моше Ойербах
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли делать омовение в раковине, если в ней моют ребёнка?
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.