«Имела ли я обыкновение так поступать с тобой?» (22:30). Мы находим в Мидраше (Берешит Раба 93:10) упоминание нашей главы, требующее объяснения: «Горе нам в день суда, горе нам в день увещевания! Билам, мудрец язычников, не может устоять перед упреками своей ослицы, как сказано: “Имела ли я обыкновение так поступать с тобой? И сказал: нет”. А когда придет Святой, благословен Он, и будет упрекать каждого таким, каков он есть, — насколько это будет страшнее!»
О чем беспокоится Мидраш, чем вызван страх? Конечно, нам стоило бы бояться дня суда, когда потребуется дать ответ за все, что мы делали и чего не делали. Счастлив тот, кто вернется к Б-гу до этого и удостоится прощения! Но вдобавок к этому, увещевание становится в семь раз страшнее, если мы задумаемся над упреком… ослицы.
Что в нем такого острого, и почему он вызывает столько волнений?
Ответ на это поражает своей простотой: если задуматься, мы увидим, что ослица не упрекала Билама за его грехи и даже не жаловалась на несправедливость. Прежде всего, она спросила мудрейшего из народов: «Где была твоя мудрость? Почему ты не поразмыслил?» Вот что пишет об этом Сфорно: «Имела ли я обыкновение поступать с тобой так? Тебе следовало подумать: поскольку это необычно для меня, значит, это случилось с тобой, чтобы показать тебе, что ты не преуспеешь… За что ты ударил свою ослицу? Увидев эти знамения, тебе следовало предположить, что твоя поездка нежеланна… Это произошло уже три раза, но ты трижды проявил упрямство, игнорируя знаки». Фактически, основным ее аргументом был вопрос: где же твои глаза и где твой ум? И действительно, Билам сознался и сказал: «Согрешил я, ибо не знал». Наибольшим грехом было незнание, нежелание задуматься и обратить внимание.
И вот что хотели нам сказать в Мидраше: очевидно, что в будущем нас будут упрекать за поступки и за бездействие, за нарушения и за грехи. Но самое большое страдание будет за то, что мы вели себя как безумцы и слепцы. Разве не знали мы, что есть Творец мира? Разве могли в самом деле подумать, будто мир брошен на произвол? Разве не предвидели, что придется держать ответ и всемеро расплачиваться за каждую оплошность?
А если споткнулись, то как могли проявить лень и не вернуться на праведный путь?
Где был разум, где было понимание? Вот в чем весь упрек!
Был случай с одним человеком, который произносил речь и случайно оговорился. Он произнес (цитируя от имени Всевышнего): «Откройте Мне вход размером с игольное ушко, а Я открою вам вход размером с врата Билама» («Билам» вместо «Улам» — зал; см. Шир а-Ширим Раба 5:3).
Слушатели стали улыбаться, было неловко. Услышал это гаон из Чебина и очень вдохновился: «Верно, верно! Это и есть врата Билама!» Слушатели удивились, а гаон объяснил: «Наши святые мудрецы говорят, что Билам бросил взгляд и увидел, что входы в шатры у евреев не расположены друг напротив друга. Он решил их не проклинать, сказав: “Как хороши шатры твои, Израиль”. То есть он увидел, что вход, который евреи открывают Творцу, и вход, который Он открывает им, не соответствуют друг другу. Ведь евреи открывают вход размером с игольное ушко, а Творец — вход размером с врата зала, через которые проходят телеги, груженые безмерными благами. И если так велика Его любовь к ним, как можно их проклинать? А значит, верно подметил оратор, сказав, что это были врата Билама».
Ясно, что рав истолковал это иносказательно, чтобы спасти выступавшего от стыда. Но вывод из этих слов удивителен и ко многому обязывает: за каждое маленькое действие, каждую заповедь и каждое мгновение в изучении Торы мы получим огромную награду, изобилие благословения и успеха, а вред и проклятие отдалим от себя.
К примеру, дающий полные пригоршни нищему получит от Творца все, что помещается в Его полных пригоршнях! (Санедрин 100 а). Способны ли мы представить себе такое изобилие награды? (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.