Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Содержание главы. Балак, царь Моава, приглашает злодея Билама проклясть еврейский народ, который появился у его границ после разгрома двух царей — Сихона и Ога (Бемидбар 22:2—7). Всевышний разрешает Биламу идти в Моав с условием, чтобы тот говорил лишь то, что захочет Всевышний (22:8—20). Путь Биламу преграждает ангел, которого видит его ослица (в русской традиции — «валаамова ослица»), но не он сам; Билам бьет ослицу, в ответ та начинает жаловаться человеческим голосом; диалог между ангелом и Биламом (20:21—35). Билам прибывает в Моав, где его с почетом встречает Балак (20:36—41). Вместо проклятия Билам произносит благословение на евреев, присовокупив пророчество об их великом будущем; гнев Балака (23:1—24:25). Билам дает совет подорвать устои евреев, подослав к ним моавитянок, чтобы те склонили их к разврату и идолопоклонству; его совет принят; еврейский лагерь поражен страшной болезнью, от которой умирают 24 тысячи человек; Пинхас, сын первосвященника Элазара, убивает руководителя колена Шимона вместе с моавской принцессой, в результате чего эпидемия прекращается (25:1—9).

Начнем с одного любопытного, на наш взгляд, замечания. Злодей Билам, оправдываясь перед Балаком за то, что не может проклясть евреев, произносит загадочную фразу (23:10): «Да умрет моя душа смертью праведников. Да будет моя кончина, как его». Под праведниками Билам подразумевает евреев. Т.е. есть он заявляет, что хотел бы умереть смертью еврея. Несколько неожиданное заявление, согласитесь.

Великий учитель раби Исраэль Меир Акоэн, известный под именем Хафец-Хаим (1838—1933), пояснил. Билам не хочет жить как еврей, но согласен умереть еврейской смертью. Он злодей и предпочитает взять то, что считает удобным, более легким и заманчивым. Еврейской жизни он не завидует, но его привлекает еврейская смерть. И в самом деле, всмотритесь, жизнь того, кто верит в Тору, нельзя назвать легкой. Такой человек должен постоянно следить за собой — за своими словами, поступками и помыслами, — чтобы не нарушать запретов, чтобы всегда быть готовым к выполнению заповедей Торы. Задача, требующая полного самоконтроля, не для всех привлекательна. Но не такова смерть еврея. Для соблюдающего сына Израиля кончина — всего лишь переход из этого мира в следующий. Поэтому он не страшится смерти. Чего нельзя сказать про других людей. Билам, позавидовавший еврейской смерти, не мог принять еврейскую жизнь. Его ошибка очевидна: чтобы заслужить еврейскую смерть — а значит, и место в будущем мире, — надо прожить жизнь «по-еврейски» на этом свете. Без одного нет другого.

А теперь еще одно замечание. Тоже, по нашему мнению, любопытное. После первых благословений, вышедших из уст Билама, пытавшегося проклясть еврейский народ по просьбе Балака, последний решил поменять если не тактику, то место, на котором стоял злодей-пророк. Читаем (23:13): «И сказал ему Балак: иди-ка со мной на другое место, с которого ты увидишь (стан Израиля), но увидишь часть его, а не целиком». Возникает вопрос: чем новое место лучше старого, откуда был виден весь еврейский стан? Неужели это могло помочь Биламу?

Отвечает Мальбим (раби Меир Лейбуш бен Ехиэль Михаль, крупнейший ученый и комментатор книг Танаха, живший в прошлом веке): то была идея не Балака, а Билама, который прекрасно знал, что с объединенным Израилем никому не справиться. И поскольку времени на то, чтобы посеять смуту среди евреев, не оставалось, было решено: почему бы не попытаться создать искусственное разделение — встать в таком месте, откуда видна только часть стана, и оттуда сказать хулу?.. Как мы знаем, и на новом месте ничего не вышло.

Вы заметили, какой прием постоянно используется нами при комментировании стихов Торы? Берется конкретный стих, какая-то фраза ­а потом из нее, из мельчайших деталей, извлекается урок. Так мы получаем правила, которые касаются нас лично, — из текста, который на первый взгляд, вроде бы, нас никак не касается. В этом и состоит величие Торы. Она не просто книга о нашей древнейшей истории и не просто сборник законов и правил, которыми еврейское общество должно руководствоваться в практической жизни (другими словами — своего рода конституция). Безусловно, заповеди надлежит соблюдать со всей серьезностью. Но здесь, в Торе, нам дается и этический урок: будьте праведны, поступайте с людьми более участливо, чем того требует прямое соблюдение закона. Тора учит нас морали. Тора укрепляет нас в вере во Всевышнего, без которой не получится ни соблюдения заповедей, не реализации нашего предназначения на земле.

Что касается объяснения того или иного стиха, то мы используем готовые уроки наших мудрецов — начиная с великих учителей Мишны, Талмуда и Мидраша и кончая современными раввинами и подвижниками Торы. Если же вас интересуют книги, из которых мы берем комментарии для наших «Истоков», то назовем их (каждая состоит из нескольких томов, посвященных недельным главам Торы): «Леках Тов», «Телалей Орот», «Парпераот ла-Тора», «Морешет Авот», «Шай ла-Тора», а также еженедельные выпуски «Тодаа» (которые раздаются в любой серьезной синагоге Израиля).

Зайдите в магазин, купите эти книги. Читайте их на иврите. Вам это вполне по силам.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.