Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах

Содержание раздела

Когда вышедшие из пустыни сыны Израиля приблизились к стране Моав, ее царь Балак обратился за помощью к известному магу Биламу (Валааму), чтобы тот проклял еврейский народ. Б-г явился в ночном видении к Биламу и запретил ему говорить проклятия, но Билам после некоторых колебаний все же отправился к Балаку.

По дороге посланный Б-гом ангел с огненным мечом преграждает дорогу Биламу, который едет на ослице, но Билам не видит ангела, не понимает вынужденных маневров ослицы и бьет ее за «упрямство». И тогда «отверз Б-г уста ослицы».

«Валаамова ослица» укоряет Билама за непонимание и жестокость: ведь она спасает ему жизнь. В тот же момент «прозревший» Билам видит, наконец, ангела, который сообщает ему, что можно и чего нельзя говорить о евреях.

Наконец, Билам прибывает к Балаку, и царь Моава проводит тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что гость словами уничтожит ненавистных евреев. Но результат получается обратный: трижды Билам пытался изречь проклятия в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста произносили только благословения.

Разочарованный Балак отсылает Билама домой. Тем временем, евреи начинают распутничать с моавитянками и поклоняться их идолам. Б-г насылает мор на грешников. Лидер колена Шимона на глазах у всех евреев вводит в свой шатер мидьянскую принцессу, и внук Аарона коэн Пинхас пронзает обоих копьем.

Повальная эпидемия сразу прекращается. От нее умерли 24 тысячи человек.

Билет в «Высший свет»

«Кто исчислит прах Яакова и пересчитает пыль Израиля?» (23:10). Согласно комментарию Раши, в этом невольном благословении Билама речь идет о многочисленных заповедях, которые евреи выполняют, используя прах и пыль. Назовем лишь некоторые из них: нельзя пахать землю одновременно на быке и осле; нельзя сеять килаим, смесь виноградных семян с семенами пшеницы и ячменя; пепел красной коровы используется для ритуального очищения после контакта с мертвым телом; жену, заподозренную в неверности, проверяют напитком, содержащим землю, взятую возле храмового жертвенника и т.д.

Но почему Билам обращает внимание именно на эту категорию мицвот? Можно предположить, что он восхищается способностью евреев поставить на службу Б-гу даже самые будничные и малозначительные предметы, их умением придать святость кирпичам, дереву, тканям и даже земному праху.

Ибо только евреи знают, что единственная цель Творения заключается в освящении Имени Творца и что этой цели может служить любой сотворенный Им предмет, любая «мелочь».

Царь Шломо говорил: «Во всех путях твоих познавай Его» (Мишлей 3:6). Другими словами, мы обязаны служить Б-гу, даже когда занимаемся самыми будничными делами. Простейшие бытовые действия, если совершать их правильно, по законам Торы, становятся актами святости. А Билам сообщает нам, что святостью могут обладать не только действия, но и предметы.

Комментируя вторую часть приведенного стиха, Раши говорит, что слово «пыль» (рова) указывает на супружескую близость. Билам имел ввиду стремление евреев придать святость даже таким действиям, которые у других народов, в других религиях считаются постыдными, воплощением грубого физического естества, антиподом святости.

Теперь нам будут понятнее следующие слова Билама из того же десятого стиха: «Да умрет душа моя смертью праведников, и пусть мой конец будет, как его».

Хафец Хаим отмечает, что Билам мечтал умереть «по-еврейски» и, как еврей, унаследовать Мир Грядущий. Но он не хотел жить еврейской жизнью. Ясно почему. Ведь евреи ведут праведный образ жизни. Этот мир для них — лишь коридор, ведущий в Мир вечного, духовного блаженства, и они спешат использовать физические возможности и радости материального мира не для мимолетных наслаждений, а для получения входного билета в «Высший свет».

Такая философия чужда закоренелому материалисту, который и слышать не хочет ни о каком Мире Грядущем и спешит впихнуть в отведенные ему на этом свете 70-80 лет как можно больше удовольствий, «чтоб было что вспомнить».

Жадный и тщеславный Билам был достаточно прозорлив, чтобы признавать Мир Грядущий и видеть преимущества еврейского образа жизни, строгого и сдержанного. Однако понимать еще не значит подражать. Короче, Билам, как и многие другие злодеи, хотел получить награду, но он не хотел ее честно зарабатывать.

В результате Билам лишился жизни в обоих мирах. В разделе Матот (31:8) мы узнаем, что он погиб во время сражения от еврейского меча, а мудрецы Талмуда сообщают в трактате Санхедрин (90а), что Билам числится среди тех, кто лишился своей доли в Мире Грядущем.

Тайное оружие ислама

«Ми ихье мисумо эль — Кто выживет, когда Он поставит этих!» Эта туманная фраза Билама, помимо множества других, имеет следующее значение.

Биламу открылось, что из всех народов мира только два — евреи и арабы — удостоятся того, что к их имени будет присоединено Имя Б-га: «Исра-эль» и «Ишма-эль». Горе тому, продолжает Билам, кто будет жить в эпоху Ишмаэля.

Именно нам довелось жить в эту эпоху. На наших глазах, всего за какие-то тридцать-сорок лет отсталый и бедный народ приобрел огромное влияние и богатство, угрожая подмять под себя весь мир.

В чем источник его силы? Нет, не в нефти (ее хватает и в России, да что толку?) и не в многочисленности (китайцев и индийцев намного больше). Тайное оружие арабов — их религия, сила их молитвы, о чем говорит само их имя: Ишма-эль, «Б-г услышит».

Каждый арабский политик заканчивает свою речь словами: «с помощью Аллаха». Ни один мусульманин не постесняется расстелить молитвенный коврик на центральной улице Парижа или Лондона и, обратившись лицом к Мекке, погрузиться в самозабвенную молитву. Миллионы мусульман совершают ежегодный хадж — паломничество в Мекку. Среди евреев такая преданность своей религии и традиции большая редкость.

Большинство израильтян предпочитают пляжи Эйлата древним камням Котеля, западной стены иерусалимского Храма. Туристы из диаспоры паломничают не в хевронскую Гробницу праотцев, а в тель-авивские дискобары. А ведь было время, когда весь еврейский народ трижды в год, в Песах, Шавуот и Суккот, совершал восхождение к Иерусалимскому Храму. И, о чудо! Там всем хватало места.

Какая сила позволяет мусульманам так долго владеть Храмовой горой? Мечеть Аль-Акса возвышается над ней уже почти тринадцать столетий, в то время как наш святой Храм излучал свой дивный Б-жественный свет, в общей сложности, восемьсот тридцать лет. Даже чудесная победа в Шестидневной войне не вернула нам это святейшее место на Земле, о котором мечтали наши предки.

Благодаря чему Ишмаэль не только прочно удерживает в своих руках Храмовую гору, но и успешно теснит нас под фанфары «мирного процесса», вырывает у нас из-под ног нашу землю? Благодаря силе своей молитвы, зафиксированной в его имени: «Услышит Б-г».

Согласившись принести себя в жертву на месте будущего Храма, наш праотец Ицхак стал вечным источником самоотверженности еврейского народа, его готовности совершить месирут нефеш, отдать душу за Б-га. Но душу можно отдать и не умирая. Всякий раз когда еврей обращается с молитвой к Б-гу, он вручает Ему свою душу, как будто говорит: «Б-же, моя жизнь в Твоих руках». Такой молитвенной страсти нам сегодня не хватает.

Но конечная победа все равно будет за нами. Мы достигнем ее не благодаря соглашениям и международным «гарантиям», и не силой оружия. Молитва Ишмаэля сильна лишь потому, что евреи слабы в своей молитве. Аль-Акса стоит лишь потому, что разрушен Храм. Ишмаэль заполняет вакуум, который мы сами же создали. Наше имя Исра-эль образовано от слова яшар, прямой, несгибаемый. Имя надо оправдывать.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…