«Скажи Элазару… пусть уберет он угольницы… пусть сделают из них расплющенные листы для покрытия жертвенника…» (Бэмидбар 17, 2). Двести пятьдесят человек, которые принесли благовония, пожелав воскурять их вместе с первосвященником Аароном а-Коэном (первосвященником), были сожжены огнем, вышедшем от Всевышнего. После этого Всевышний повелел Моше-Рабейну сказать Элазару, сыну Аарона а-Коэна, чтобы он вытащил угольницы из пепла и сделал из них покрытие для жертвенника, чтобы они стали знаком для сынов Израиля: посторонний человек, не из потомства Аарона, не может воскурять благовония перед Всевышним, иначе с ним произойдет то же, что с Корахом и его сообщниками (там же, 5).
Спрашивают наши учителя: почему это должен был сделать Элазар, а не сам Аарон а-Коэн? И отвечают: люди заплатили жизнью за свою конфронтацию с Аароном. Если бы Аарон сам вытащил угольницы, это могло быть воспринято как подобие злорадства, не дай Б-г, что-то вроде торжества победителя. А так поступать не следует (А-Меири, комментарий к Брахот 27 б).
Какого величия духа требует от нас Тора: даже если мы победили, не следует демонстрировать удовлетворение. Наоборот, надо сожалеть о том, что случилось с этими людьми. Когда Рабан Гамлиэль спорил с Раби Йеошуа — и спор был во имя Небес, мудрецы сочли необходимым временно отстранить Рабана Гамлиэля от должности наси. Они не назначили вместо него самого великого из них, самого Раби Йеошуа, потому что это было бы в какой-то мере оскорбительно для Рабана Гамлиэля и выглядело бы как злорадство со стороны Раби Йеошуа, как его триумф. Только из этих соображений был назначен не Раби Йеошуа, а восемнадцатилетний раби Элазар бен-Азарья.
Отсюда мы узнаем о необходимости сдержанности. Столкновение разрешено, когда без него невозможно обойтись, и даже если мы побеждаем, следует сожалеть, что оно вообще понадобилось.
В свое время возникло движение харедим, выступавшее против мнения Совета великих людей Торы «Агудат Исраэль». Это движение, «Поалей Агудат Исраэль», остро критиковали руководители поколения, и в конечном счете оно не победило на выборах, исчезло.
Рав Шах зацаль услышал крики радости — люди радовались падению «Поалей Агудат Исраэль». Рав Шах сказал им: «Бороться с этим движением было нашей обязанностью. Оно было очень опасным. Но во главе его стояли евреи, другие евреи отдавали ему свои голоса, и сейчас у них траур. Как же нам радоваться его падению?»
Это — взгляд Торы!
И это открыл нам Сам Творец мира. В свое время, говорит мидраш, Луна интриговала против Солнца. Сказала Всевышнему, что не могут два царя пользоваться одной короной. И Всевышний немедленно воздал ей: «Иди и уменьшись». Но Он не только создал ей в утешение свиту — армию звезд, но и повелел приносить жертву хатат в Новомесячье — в день, когда Луна уменьшается. Это — как выражение сожаления о том, что пришлось ее наказать. Отсюда мы делаем вывод: наказание разрешено, когда без него невозможно обойтись, и следует сожалеть, что оно вообще понадобилось… (Маайан а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?