Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сказал раби Йоханан: Показывающий другому белые зубы (т. е. улыбающийся ему) лучше, чем дающий ему испить молока

«Красны глаза от вина и белы зубы от молока» (49:12). В Гмаре приводится следующее (Ктубот 111 б): «Сказал раби Йоханан: Показывающий другому белые зубы (т. е. улыбающийся ему) лучше, чем дающий ему испить молока, как сказано: “Белы зубы от молока” (можно перевести как “белые зубы [лучше] молока”».

Вам знакомы автоматы с напитками, установленные в общественных местах? Повсюду, где пересыхает горло бегущих по жизни, для них стоят автоматы, предлагая чашку горячего чая или, напротив, банку с охлажденным лимонадом. Нет смысла напоминать, что такая услуга связана с платой за каждую порцию.

Давайте представим, что вы встретили человека, готового запустить на благо общества такой автомат бесплатно. Наверняка вы решите, что это выдающийся благотворитель и меценат. Но также вполне возможно, что много таких людей вращается среди нас, и их милосердие еще больше… Вам, конечно, не терпится узнать, кто же это такие.

В процитированной выше фразе сказано, что улыбка — любая улыбка! — поднимает настроение лучше, чем стакан холодного молока в знойный день. Она согревает сердце лучше, чем стакан водки на морозе. Есть известная поговорка: «Улыбка не стоит денег, но ценится на вес золота».

В Гмаре приводится следующее (Бава Батра 9 б): «Сказал раби Ицхак: Дающий монету нищему получает шесть благословений, а тот, кто ободряет его словами, — одиннадцать». Тосафот поясняют: «Хотя ободряющий и не дает ничего, все равно получает одиннадцать благословений». Отсюда видно, что с определенной точки зрения ободрять и улыбаться ближнему важнее, чем давать ему деньги. Ведь тот, кто помогает словами и душевным светом, возвышает дух ближнего, а дающий деньги поддерживает лишь тело.

Нередко бывает, что человек идет в мрачном расположении духа, а ему навстречу шагает знакомый и хвалит его или делает ему какой-то комплимент. И человек, бывший до последнего мгновения униженным, сломленным и печальным, преображается и наполняется счастьем.

Это справедливо и для рабочего коллектива, и для ешивы и общества учащихся. Наши мудрецы говорят (Санедрин 24 а), что в стране Израиля учащиеся делают друг для друга Алаху приятнее и мягки друг с другом, как масло. Даже когда они спорят и расходятся во мнениях, они все равно исполняют принцип (Зхария 8:19): «Истину и мир любят».

«Большинство заповедей Торы — радовать людей», — написал Виленский Гаон (в письме «Алим ле-Труфа»). Гмара говорит (Сота 4 а): «Начало Торы — благотворительность, и конец — благотворительность». Саба из Кельма объяснял это так (Даат Хохма у-Мусар, ч. 1, 56): если какая-то книга начинается с определенной темы и ею же и заканчивается, значит эта тема — центральная в ней (Оцротейну).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В шаббат я не нахожу себе места

Вчера, отвечает Эстер Оффенгенден

Со стороны невесты гораздо больше приглашённых…

5 июня, отвечает Рав Ашер Кушнир

То, что мешает в жене, присутствует и в муже?

3 июня, отвечает Рав Ашер Кушнир

Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше