Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваехи

Содержание раздела

Прожив 17 лет в Египте, Яаков чувствует приближение смерти. Он берет клятву с Йосефа, что тот похоронит его в фамильной усыпальнице Меарат Махпела в Хевроне, где уже покоятся Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка. Болезнь приковывает Яакова к постели, и Йосеф приводит к нему своих сыновей Эфраима и Менаше. Яаков объявляет их своими сыновьями, благодаря чему Йосеф получает двойную долю наследства вместо Реувена, первенца Яакова. Йосеф подводит сыновей к отцу, и тот благословляет их, начиная с младшего Эфраима. Йосеф поправляет отца: старший из братьев не Эфраим, а Менаше. Но Яаков объясняет, что намеревается благословить Эфраима своей сильной, правой рукой, потому что от него произойдет Йеошуа бин Нун, который овладеет Эрец Исраэль и станет учителем Торы для всех евреев.

Затем Яаков собирает всех двенадцать сыновей, чтобы благословить их перед смертью. В его напутственных словах выражены особенности каждого колена и их задачи в служении Б-гу. Яаков умирает в 147-летнем возрасте. Грандиозная похоронная процессия отправляется из Египта в Хеврон. После смерти отца братья опасаются, что Йосеф начнет мстить им за прошлое. Но тот и не помышляет о мести и обещает им и их семьям дальнейшую материальную поддержку.

Йосеф прожил всю оставшуюся жизнь в Египте, «и видел он детей Эфраима до третьего поколения». Перед смертью он предсказал братьям, что Б-г выведет их из Египта, и заставил их поклясться, что при Исходе евреи возьмут с собой его останки. Йосеф умер в возрасте 110 лет; его тело набальзамировали и положили в саркофаг. Так завершилась книга Берешит, первая в Пятикнижии.

Взвешено, отмерено

«И жил Яаков в стране Египетской семнадцать лет…»(47:28). Почему Тора сообщает нам, сколько лет Яаков провел в Египте? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем стих из Мишлей, Притчей царя Шломо: «На пути благотворительности (цдака) — жизнь, и нет смерти вдоль ее стези» (12:28).

Царь Шломо воспевает здесь благотворительность и обещает за нее долгую жизнь. Цдака несет спасение душе и телу; она способна изменить неблагоприятную судьбу, предсказанную звездами. Известно, что по звездам можно определить будущее человека, его участь (эта астрологическая концепция выражена в иудаизме словом мазаль, означающем одновременно «созвездие» и «судьбу», «счастье»).

Предопределенность вполне еврейское понятие. Фраза из настоящего раздела «И подошли дни Израиля к концу…» означает, что приблизился момент, когда нашему праотцу Яакову-Израилю было суждено умереть. Те же слова «и подошли дни» употребляются в Торе и применительно к Моше-рабейну и царю Давиду.

Но хотя срок нашей жизни отмерен мазалем, Всевышний может изменить его, продлить или, наоборот, сократить жизнь по Своему желанию. Тезис царя Шломо «на пути благотворительности — жизнь» означает, что человек может получить добавку к своим годам в награду за щедрость, бескорыстие и доброту. Такой добавки удостоился, например, Биньямин а-Цадик. Он распоряжался фондом пожертвований и однажды, в разгар голода, предупредил бедную женщину, что в фонде не осталось денег. Женщина сказала, что ей и ее семерым сыновьям будет нечего есть, и тогда он взял на себя заботу об этой семье — кормил их за свой собственный счет. Когда пришел смертный час Биньямина, ангелы стали настойчиво ходатайствовать перед Б-гом о продлении жизни праведнику в заслугу той помощи, которую он оказывал бедной семье. Б-г удовлетворил эту просьбу: Биньямин прожил еще двадцать два года.

Если цдака способна добавить жизнь человеку, тем более она не сократит ее, как сказано во второй части приведенного изречения: «…и нет смерти вдоль ее стези», а также в другом стихе из Мишлей: «у-цдака тациль ми-мавет — а цдака спасает от смерти»(10:2). Мудрый царь Шломо учит нас, что милосердие и щедрость надежно защищают человека от преждевременной смерти.

Но что же такое благотворительность или, выражаясь, современным языком, филантропия? Это материальная помощь тому, кто нуждается в ней. Еврейская традиция делит благотворительность на несколько уровней, нарастающих по степени важности.

Первая ступень: помощь бедному еврею из другого города. Более насущная мицва — оказать помощь нуждающемуся еврею из своего города. Следующая по важности заповедь: поддержать бедного родственника, свою плоть и кровь. Еще важнее — обеспечивать своих собственных маленьких детей. И наконец, высшая градация благотворительности — помогать своим родителям. На этом уровне заповедь цдаки сочетается с обязанностью почитать отца и мать.

Здесь требуется уточнение. Заповедь почитания родителей вознаграждается долгой жизнью независимо от того, богаты они или бедны. Но если они нуждаются в деньгах или в уходе, то заботливый сын или дочь зарабатывает себе дополнительные годы жизни сразу по двум «счетам»: за мицву почитания и за мицву благотворительности высшего разряда.

На самом деле, помощь престарелым родителям — это форма возвращения долга за свои детские годы, когда роли были обратными: трудоспособные родители содержали маленького сына или дочь. Получается классический пример известного принципа Торы: «мера за меру». Только в данном случае он осуществляется не Б-гом, а самими людьми. (Популярная в России поговорка «Дети — не сберкнижка» отвергается еврейской традицией.)

Предписано также давать пруту (мелкую монету, милостыню) и нуждающемуся нееврею. Но это не цдака в буквальном смысле, а средство поддержания социального мира, поскольку перед неевреями у нас нет никаких материальных обязательств.

Теперь вернемся к первой фразе этого раздела. Последние семнадцать лет, прожитые в Египте, Яаков находился на полном иждивении у своего сына Йосефа, могущественного египетского правителя. Йосеф кормил отца (и всю семью), фактически, за те семнадцать лет, которые он сам жил на всем готовом в доме Яакова (как сказано в разделе Ваешев, «семнадцати лет Йосеф пас с братьями своими мелкий скот») до того, как братья продали его в рабство. Получается точная «мера за меру»: семнадцать за семнадцать.

Спасибо, мне лучше

«И известили Яакова, и сказали: “Вон сын твой Йосеф идет к тебе”. И собрался с силами Израиль и сел на постели» (48:2).

В талмудическом трактате Недарим сказано, что если больного навещает бен-гило (человек, родившийся под тем же созвездием), он избавляется от одной шестидесятой части своей болезни.

Виленский Гаон поясняет: хорошо известно, что из всех сыновей Яакова только Йосеф был его бен-гило. Не случайно, у них было много общего. Как объясняет Раши в разделе Ваешев, они были внешне похожи, и судьбы их в чем-то перекликались: Яакова ненавидели, и Йосефа ненавидели; Яакова хотел убить его брат, и Йосеф тоже чуть не стал жертвой своих братьев.

Эта информация поможет нам разобраться в приведенном стихе. Но вначале вспомним, что каждой еврейской букве соответствует численное значение («алеф» — 1, «бет» — 2… «каф» — 20 и т.д.). Числовая сумма букв в слове называется гематрией, которая часто используется в толковании скрытых значений Торы.

«Вон сын твой…», — говорят Яакову. Слово «ине» (вон) имеет гематрию 60, а гематрия «постели» (а-мита), на которую сел Яаков, услышав это сообщение, составляет 59. Яаков настолько ослаб от болезни, что не мог даже сидеть, но как только пришел Йосеф, бен-гило Яакова, одна шестидесятая часть недуга ушла, оставив ему пятьдесят девять частей. В результате Яаков почувствовал себя немного лучше и даже смог сесть на постели. Вот почему посещение больных считается такой важной мицвой в иудаизме.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…