«Собери народ — мужчин, женщин и детей» (31:12). Гаона раби Шломо Залмана Ойербаха как-то спросили: «В Гмаре мы учим: пожелал Святой, благословен Он, удостоить Израиль, поэтому преумножил для него Тору и заповеди (Макот 23 б). Обычно в мире, когда кто-то хочет удостоить другого, он облегчает его бремя, а не отягощает. А здесь хотел удостоить и прибавил тяжести?!»
По правде сказать, вопрос этот известен, и ответов на него много. И все они правильные. Раби Шломо Залман добавил к ним еще один правильный ответ.
Всякая заповедь, — сказал он, — добавляет еще долю в будущем мире, с которым ничто в нашей жизни не сравнится. На самом деле Всевышний мог и сократить число заповедей. Шаббат, кашрут, тфилин, поведение в семье — об этом нам нужно было сообщить. Но Тора с ее законами не оставляет ни одного поступка без правил и указаний. Какой ботинок обувают сначала и какой шнурок завязывают? Какую часть тела нужно мыть прежде остальных и на какую руку лить воду? Зачем все это? Чтобы удостоить евреев и умножить их награду!
Это не новые действия, которые Тора от нас требует. Это действия, которые мы и так совершаем. Тора лишь устанавливает, как именно нужно выполнять их, чтобы они тоже вошли в систему заповедей и прибавились к нашей награде.
И на это есть точные указания у наших учителей к этой недельной главе: «Собери народ — мужчин, женщин и детей». Мужчины приходят, чтобы учиться, женщины — чтобы слушать. Зачем же приходят дети? Чтобы принести награду тем, кто их приводит. Рав Яаков из Лисы объяснил: «Если уж мужчины приходят учиться, а женщины слушать, зачем нужно отдельно говорить и приведении детей? Ведь если родители приходят, они неизбежно приведут с собой и детей! Ответ в том, что это дает награду приведшим их. Это будет заповедь, и за нее получат награду…»
Что это за награда? Саба из Кельма сказал («Хохма у-Мусар» 1:75), что для родителей нет большей награды, чем воспитать детей в Торе и трепете. Пусть грандиозное собрание перед Моше останется запечатлено в юных душах и проложит им путь в воспитании.
Эта точка зрения прямым текстом отражена в Писании: «А сыновья ваши, которые не знали, услышат и научатся бояться Б-га Всесильного вашего все свои дни». Рамбан и Сфорно объяснили, что речь здесь идет о детях. Также написано и в «Ор а-Хаим»: «Это соответствует маленьким детям. И хотя они еще не достигли возраста обучения, все же пусть научатся бояться Б-га. Их нужно воспитывать к этому. Когда дети с малых лет учатся этому, трепет поселяется в них на все дни»
Как чудесно сказанное, и насколько ко многому обязывает! (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?