Темы: Возвращение потери, Находка, Потеря, Ки теце, Оцарот, Элиягу аНави
«Верни их брату своему…» (22:1)
Рассказывает рав Галинский.
В свое время, когда я, будучи ребенком, изучал трактат Бава Меция, я страстно хотел найти какие-нибудь старые очки — такие, чтоб на них были признаки хозяина, но чтобы никто их не искал. По закону они должны лежать и храниться у нашедшего до тех пор, пока не придет Элияу.
Спросите: зачем? Что мне делать с этим старым хламом? Сейчас объясню.
После Биркат а-Мазон мы каждый раз говорим: «Милосердный, да ниспошлет нам пророка Элияу, который принесет добрые вести, спасение и утешение» (как об этом говорит Малахи 3:23). Знаете, что будет, когда придет Элияу?
Все мудрецы поколения бросятся к нему, чтобы он разрешил их сомнения в законах Торы. Ведь сказано, что «неразрешимый вопрос» (תיקו) в Гмаре — это аббревиатура слов «Тишби разрешит трудности и неясности».
Об этом я спрашивал рава из Поневежа: «Почему говорят Тишби, а не Элияу? Почему его называют по имени его города — Тошав из Гилада?» (см. Раши, Млахим 1, 17:1).
Он ответил мне воодушевленно: «А к кому придет Элияу в первую очередь? Ясно ведь — он придет в святые ешивы! А в ешивах всегда было принято называть мудрецов по их городам. Гаон из Вильны, раби Хаим из Воложина, раби Хаим из Бриска и т. д.»
И вот, пророк Элияу придет, и все великие мудрецы окружат его, соревнуясь перед ним в знании Торы. Из уст их будут выходить языки пламени. И тут подойду я, чтобы самому взглянуть на сияние его лица. Что за дерзость! Чего ты хочешь — увидеть лицо Элияу? Звучит безумно!
Но в тот момент я достану старые очки из своей сумки. Вот чего они дожидались — «пока не придет Элияу». Делать нечего, ради них мне позволят подойти и увидеть лицо пророка… (Ве-игадта)
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?