Темы: Песах, Пасхальный седер, Рав Овадья Климовский, Элиягу
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. В связи с праздником Песах у меня возникли несколько вопросов. Скажите, пожалуйста. Почему именно в седер Песах мы наливаем бокал для пророка Элияху? Не в другой праздник, например, в Суккот? 2. И почему именно этот пророк должен возвестить пришествие Машиаха? Ведь Ханох тоже был взят на Небо. Он тоже мог это сделать?! Спасибо! Шимон
Шалом, уважаемый Шимон!
Именно в Песах, праздник Избавления, мы обязаны выпить четыре бокала вина — соответственно четырем обещанием, которые Всевышний дал сынам Израиля в Египте об Исходе: «Выведу, спасу, избавлю и возьму» (Шмот 6:6,7). Обязаны ли мы пить пятый бокал? Мнения мудрецов разошлись. Мы его не пьем в тот же вечер, но наливаем «в честь Элияу». Я слышал объяснение: именно из-за сомнений по поводу статуса этого бокала его называют «бокал Элияу». Ведь именно этот пророк должен разрешить все сомнения в Законе, которые не разрешили мудрецы. В среде изучающих Талмуд принято расшифровывать слово ТеИКУ, означающее, что вопрос остается нерешенным, как Тишби Йетарэц Кушиёт Увэаёт — «Тишбиянин (Элияу) разрешит трудности и проблемы».
Однако распространенным является объяснение из комментария Мишна Брура: этим мы выражаем надежду на то, что так же, как Б-г вывел Свой народ из Египта, так в ближайшем будущем Он пошлет нам окончательное Избавление, провозвестником которого будет пророк Элияу.
И здесь мы подходим к Вашему второму вопросу. Уникальность Элияу даже среди тех немногих, кто ушел на Небеса живым, заключается в том, что он переживал за еврейский народ. А в наше время, пожалуй, только о нем известно, что он не просто находится где-то в духовных мирах, но и продолжает посещать наш, материальный мир. Поэтому его и называют «ангел брита (союза обрезания)», так как он присутствует на каждой брит-миле (обрезании). И логично, что с доброй вестью из духовных миров к нам придет именно он.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: тема Седер Песах
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография величайшего праведника и пророка. Согласно традиции, Элиягу был новым воплощением души первосвященника Пинхаса.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Шауль Резник,
из цикла «Поём на иврите»
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.