Темы: Рош Ходеш, Еврейский календарь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак легче запомнить, в каком месяце один день или два дня Рош Ходеш (Новомесячье)? Анна
Уважаемая Анна!
Как правило, в еврейском календаре один месяц — 30 дней, другой — 29. Ведь наши месяцы построены на основе новолуния, а между одним новолунием и другим в среднем 29 суток, 12 часов, 44 и 1/18 минуты. Как правило, Талмуд учит, что «ты считаешь дни в месяце, а не часы в месяце», поэтому обычно чередуются месяцы из 30 дней и 29: один — 30, следующий — 29 и т. д. Месяц, состоящий из 30 дней, называется «мале» — «полный», а состоящий из 29 дней — «хасэр» — «неполный».
Есть интересное правило: месяцы, в которых есть праздники, — они из 30 дней. В Тишрей есть праздники — Рош а-Шана, Йом-Кипур, Суккот — и в нем 30 дней. Нисан — в нем Песах, и в нем 30 дней. Сиван — в нем Шавуот, и в нем тоже 30 дней.
Начнем с начала года, с месяца Тишрей. Он состоит из 30 дней, он — «мале». Следующие два месяца — Хешван и Кислев — единственные «не установленные», неоднозначные месяцы. Есть три возможности:
— Могут быть оба полные, из 30 дней. Такой год называется «шлема» — «полный».
— Могут быть оба неполные, из 29 дней. Такой год называется «хасэра» — «неполный».
— Может быть Хешван из 29, а Кислев — из 30. Такой год называется «кэ-сидра» — «идущий обычным порядком», т. е. в нем чередуются месяцы из 30 и 29 дней.
За ними месяц Тэвет из 29 дней, следующий за ним месяц — из 30 дней, и т. д. месяцы чередуются до конца года — Элула из 29 дней.
И так все месяцы, установленные однозначно, чередуются: из 30 и 29 дней. А число дней в Хешване и Кислеве намеренно варьируют для установления Рош а-Шана в определенные дни. Ведь день Рош а-Шана не должен быть ни воскресеньем, ни средой, ни пятницей.
В високосном году, когда добавляют еще месяц, порядок такой: первый Адар из 30 дней, второй Адар — из 29.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Яков Шуб
Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Рав Ашер Кушнир
Кабала. Причем тут два «б»?
Рав Бенцион Зильбер
Почему молитва «Амида» называется «Восемнадцать», если в ней на самом деле девятнадцать благословений?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш
Рав Зеев Гринвальд
Как называется суббота перед новомесячьем?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Бенцион Зильбер
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону