Темы: Иудаизм и Христианство, Кашрут, Народы мира, Праздники, Новый год, Материальный ущерб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНа Новый год на работе от фирмы мне подарили купон в некошерный мясной ресторан. Можно ли передарить его нееврею или продать? И можно ли мне самому подарить нееврею такой купон? И что делать, если, допустим, от работы дарят бутылку хорошего вина?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено продать или передарить нееврею такой купон, если Вы уже получили его в подарок, но нельзя покупать такой купон, чтобы самому подарить его нееврею.
О том, можно ли принимать подарки на нееврейские праздники, мы уже писали. Сейчас давайте обсудим, можно ли передаривать некошерную пищу или дарить ее другим.
Существуют продукты, запрещенные в пищу Торой, например, рыба без чешуи и плавников, некошерные животные и т. п. Другие продукты запрещены только мудрецами, например, пища, приготовленная неевреем, молоко, надоенное неевреем и др. Но продукты, запрещенные в пищу, разрешено использовать для других целей. Это разграничение является значимым, когда мы рассматриваем вопрос о том, можно ли торговать некошерной пищей или дарить ее.
Торговля некошерными продуктами
Шулхан Арух (Йорэ Дэа 117:1) постановляет: хотя использовать некошерные продукты не в пищу разрешено (см. выше), торговать ими запрещено. Но этот запрет распространяется только на продукты, запрещенные Торой, а продукты, запрещенные мудрецами, можно покупать и продавать.
Наши мудрецы упоминают два основания этого запрета:
— Когда человек торгует некошерными продуктами, существует опасность, что он сам начнет их есть или просто попробует, чтобы определить качество продукта (ТАЗ 117:1, ШАХ 117:2).
— Когда человек торгует некошерными продуктами, у окружающих может сложиться впечатление, что он не только продает их, но и сам ест (ШАХ 117:2).
Поэтому не запрещено продавать, например, некошерных животных в зоомагазине или косметику, содержащую некошерные компоненты животного происхождения, так как в этих случаях нет основания для запрета.
Некошерные продукты в подарок и некошерная еда для работников-неевреев
Рамо (117:1) пишет, что запрет торговли некошерными продуктами включает в себя и запрет покупать такие продукты для работников-неевреев, чтобы кормить их. Поэтому руководителю фирмы нельзя будет покупать для сотрудников некошерные продукты, которые запрещены Торой, хотя сами сотрудники-неевреи, разумеется, не обязаны соблюдать кашрут.
Шах (117:3) не принимает мнения Рамо и пишет: запрещено только дарить некошерные продукты, т.к. это подобно торговле, но не запрещено покупать сотрудникам-неевреям некошерную пищу. В наше время многие полагаются на мнение Шаха.
Тем не менее, получается, что по всем мнениям нельзя дарить некошерные продукты, запрещенные Торой.
Это относится и к подарочному купону в некошерный ресторан, поскольку, используя этот купон, человек может получить только некошерную пищу. А вот талоны в супермаркет можно подарить, поскольку там можно приобрести и продукты, которые не запрещены Торой, и, даже если человек приобретет там некошерные продукты, он это сделает по собственной инициативе.
Продажа и передаривание некошерных продуктов
Шулхан Арух (117:1) говорит, что, если охотнику или рыболову попались некошерные животное или рыба, на которых он специально не охотился, то разрешено продать их и это не является нарушением запрета торговли некошерными животными.
Раби Акива Эйгер (117:1) говорит: подобно этому, если человек получил в подарок некошерный продукт, разрешено перепродать или передарить его.
Получается, что разрешено продавать или передаривать некошерные продукты, полученные в подарок от неевреев.
Нееврейское вино в подарок
Эти правила не распространяются на нееврейское вино. Проблема заключается в том, что в отличие от других некошерных продуктов, которые, как было сказано выше, запрещено только употреблять в пищу, нееврейское вино запрещено также использовать для других целей. Иными словами, запрещено извлекать любую выгоду из нееврейского вина.
Этот запрет распространяется на любое вино, изготовленное неевреем, и любые напитки на основе вина, например, коньяк, а также на еврейское «невареное» вино, если нееврей сознательно дотронулся непосредственно до вина (в таком случае следует проконсультироваться с раввином).
Раньше вино было необходимым элементом служения идолам, и, если оно использовалось для этой цели, его запрещено пить и извлекать из него иную выгоду, это запрет Торы. Поэтому мудрецы «выстроили ограду, чтобы не был нарушен запрет»: запретили использование любого нееврейского вина, чтобы это не привело в результате к использованию «идолопоклоннического» вина (Рамо, Йорэ Дэа 123:1, ШАХ 123:1, ТАЗ 123:1). Еще одна причина запрета нееврейского вина: его употребление, в конечном счете, может привести к смешанным бракам (ШАХ 123:1, ТАЗ 123:1).
Существует спор ришоним о том, остается ли в силе запрет извлекать выгоду из нееврейского вина в наше время, когда обычно вино не используют для служения. Одни галахисты полагают, что, несмотря на это, запрет остается в силе, а значит, запрещено и пить такое вино, и получать от него любую другую выгоду. Другие считают, что в наше время остается лишь запрет пить это вино, а запрет получать от него выгоду уже не актуален.
Рамо (Йорэ Дэа 123:1) приводит оба мнения и в заключение говорит, что в данном случае правильно «устрожать» — соблюдать закон в соответствии с более строгим мнением.
Поэтому нельзя покупать нееврейское вино, чтобы подарить: это будет получением выгоды от такого вина. По этой же причине нельзя и принимать в подарок нееврейское вино — это также будет получением выгоды. Более того, согласно «устрожающему» мнению нельзя будет даже передарить или продать это вино, если оно уже было получено в подарок. Но если «устрожающее» соблюдение закона связано с большими финансовыми убытками, стоит проконсультироваться у раввина.
(Один бизнесмен из Америки рассказывает, что в период нееврейских праздников, когда в его офис приходит множество подарков, он, чтобы лишний раз не усложнять себе жизнь, ввел следующее правило. Все подарки разворачивает секретарша-нееврейка. Если в упаковке — нееврейское вино или другие некошерные продукты, она изначально может брать подарок себе. Получается, что ее босс не имеет к этому никакого отношения. А если там что-то кошерное, она передает это боссу).
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Потеря денег — тоже к лучшему?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Мишпатим
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Ашер Кушнир
Они красивые, светятся, и на них игрушки висят...
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Реувен Куклин
Как смотрит еврейский закон на мою ситуацию?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону