Темы: Недельная глава, Тшува, Каббала, Чтение Торы, Еврейская молитва, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныА что такое «шовэвим», и что в них надо делать?
Здравствуйте!
«Шовэвим» — это период, на который выпадает чтение первых шести недельных глав из книги Шмот: Шмот, Ваэра, Бо, Бэшалах, Итро, Мишпатим. Название «Шовэвим» — аббревиатура названий этих шести глав:
ש'— Шмот (буква «шин»)
ו'— Ваэра («вав»)
ב'— Бо («бэт»)
ב'— Бэшалах («бэт»)
י'— Итро («йуд»)
מ'— Мишпатим («мэм»)
Получившееся слово — «шовэвим» — означает «строптивые»; согласно Традиции, это намек на слова пророка Ирмияу (3:22): «Возвратитесь, сыны строптивые (шовэвим), и Я исцелю (=прощу) строптивость (мэшуботэйхэм) вашу».
В високосный год, когда в еврейском календаре появляется второй месяц Адар, период Шовэвим продлевают еще на две недели, включая в него две следующие главы книги Шмот: Трума и Тэцавэ. В такой год этот период называется «Шовэвим Тат».
Согласно Каббале, эти дни благоприятны для исправления грехов, в частности, в сфере семейных отношений. Поэтому во многих общинах распространился обычай устраивать совместные занятия — изучать и повторять законы, посвященные чистоте семейной жизни.
В давние времена на протяжении шести недель Шовэвим было принято поститься, это было частью раскаяния. Сегодня это не принято, в основном, потому, что пост может помешать нормально работать или учиться. Тому, кто все-таки хочет в большей мере ощутить святость этих дней, советуют следовать мнению Виленского Гаона: он призывал заменить воздержание от пищи воздержанием от пустых разговоров, в особенности, при изучении Торы.
Обычаи, связанные с Шовэвим, возникли в далеком прошлом, их источник — в тайном учении, Каббале. Первое письменное упоминание об особых свойствах этих дней находим у рава Хаима Виталя (ученика Аризаля) в книге «Шмонэ Шеарим» (глава «Шаар Руах а-Кодэш»: «Существует древний обычай поститься в период Шовэвим сорок дней, начиная с (недели) главы Шмот и до (недель) главы Трума и Тэцавэ…»
В книге «Матэ Моше» приводится свидетельство учителя Маариля [1] — рава Шалома бар-Ицхака (Маараша) — о том, что этот обычай существовал также на территории Германии и Австрии («обычаи Острайх») еще в Средние века.
Но каждая община соблюдала обычаи этих дней по-своему. Маген Авраам (Орах Хаим 685:1) пишет, что там, где он жил, было принято поститься только в високосный год и только один раз в неделю, по четвергам. А При Мегадим (там же) свидетельствует, что в его общине постились и в обычный год.
Самого строгого обычая придерживались последователи Аризаля: они постились все дневное время суток сорок дней подряд.
Сегодня, кроме изучения законов семейной чистоты, некоторые стараются закончить чтение всей книги Тэилим до окончания Шовэвим, а также — воздерживаться от пустых разговоров в течение определенного времени.
В некоторых ешивах и синагогах, придерживающихся каббалистических традиций, в эти дни читают специальные молитвы о прощении — «Слихот» и «Тикун Шовэвим».
Некоторые каббалисты и лидеры хасидизма сравнивают духовную силу этого периода с силой Десяти дней раскаяния. Потому советуют вести себя так же, как при подготовке к Йом-Кипуру: тшува — проанализировать свои поступки и раскаяться в неправильных действиях, тфила — продвинуться в молитве и изучении Торы, цдака — больше жертвовать нуждающимся и на изучение Торы.
С уважением, Моше Сытин
[1] Маариль жил в 15 веке, на стыке эпох Ришоним и Ахароним (ранних и поздних комментаторов) и посвятил свою жизнь кодификации обычаев, принятых в период Ришоним на территории Германии и Франции.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Быть вызванным к Торе считается почетом
Рав Зеев Гринвальд
Посты, общие для всего еврейского народа
Рав Ицхак Зильбер
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Михаэль Солганик
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону