Темы: Пурим, Еврейский календарь, Адар, Радость, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! К какому из 2-х месяцев Адар относится предписание об увеличении радости, и в чем эта радость должна выражаться? Заранее спасибо! Л.
Уважаемый Л.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем ответить на Ваш вопрос, давайте вкратце вспомним о том, почему в еврейском календаре есть високосный год, т.е. добавляется второй месяц Адар.
Зачем нужен дополнительный месяц?
Как известно, продолжительность периода обращения Земли вокруг солнца — 365 дней, а Луны вокруг Земли — 354 дня. Т.е. мы видим, что солнечный год длится дольше лунного приблизительно на 11 дней. Продолжительность обращения Луны вокруг Земли оставляет 29 дней 12 часов и 793 части часа. Продолжительность еврейского месяца устанавливается согласно обращению Луны.
Талмуд (Сангедрин 13а) сообщает: существует требование, согласно которому устанавливаются еврейские праздники, — праздник Песах должен всегда выпадать на весну, как сказано в Торе (Дварим 16:1): «…помни весенний месяц». Получается, если мы будем рассчитывать продолжительность месяца по Луне, то месяц Нисан, месяц Песаха, будет постепенно «сдвигаться», ведь времена года определяются по солнцу. И, в конечном счете, Песах не выпадет на весну. Чтобы этого не случилось, приблизительно раз в три года календарь «корректируют» и добавляют к последнему перед Нисаном месяцу Адару еще один месяц, так называемый «второй Адар», для того, чтобы следующий за ним месяц Нисан был уже весенним.
Сегодня нет необходимости делать корректировку самостоятельно, поскольку мы пользуемся календарем, который был рассчитан мудрецом Второго Храма Гилелем. Гилель, последний президент Сангедрина, внук раби Йегуды а-Наси, составившего Мишну, увидел, что Израиль ждут страшные бедствия, число мудрецов уменьшается, а римляне ставят препятствия освящению нового месяца. Поэтому собрал величайших мудрецов того поколения, и бейт-дин в таком составе рассчитал календарь новомесячий, праздников и других дат вплоть до дня Избавления.
С началом месяца Адар увеличивают радость
Теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу. О том, что с началом месяца Адар увеличивают радость, сказано в Талмуде (Таанит 29а). Основной комментатор Талмуда — Раши — объясняет: потому что в этот период еврейскому народу посылались чудеса, те, которым посвящены праздники Пурим и Песах. Основываясь на словах Раши, рав Яаков Эмден (Шеилат Яавец 2:58) приходит к выводу, что радость связана именно с тем периодом, когда отмечаются праздники Пурим и Песах. По еврейскому закону основным считается «второй» месяц Адар, т.к. Пурим должен праздноваться в непосредственной близости к Песаху, который отмечается в следующем месяце, Нисане. Соответственно, и предписание об увеличении радости относится именно ко второму месяцу Адар, в котором отмечается Пурим. С этим согласны многие современные законодатели.
С другой стороны, мишна в трактате Мегила говорит, что первый и второй месяцы Адар отличаются друг от друга только тем, что чтение Мегилы (свитка Эстер) и подарки бедным (матанот лэ-эвйоним) установлены именно во втором месяце. Отсюда можно сделать вывод, что все остальные «характеристики» месяца Адар, в частности, увеличение радости, свойственны как первому, так и второму месяцу Адар.
Кроме того, Шулхан Арух (697:1) говорит, что 14 и 15 числа первого месяца Адара, так называемый Пурим катан (малый Пурим), — это особые дни, в них не постятся, не произносят Таханун и поминальные речи. Рамо добавляет, что 14 Адара дни принято также делать трапезу более обильной. Мы видим, что у малого Пурима имеются некоторые признаки праздника и радости. Это относится и ко всему месяцу. Поэтому многие считают, что изначально стоит увеличить радость и в первом месяце Адар (Рав Хаим Каневский, Дерех Сиха).
Как нужно радоваться
Талмуд (Таанит 29а) говорит, что поскольку в Адаре надо увеличивать радость, то, если у кого-то есть судебная тяжба с неевреем, лучше назначить разбирательство именно на месяц Адар, поскольку он более благоприятен для евреев.
Кроме того, увеличение радости в Адаре противоположно уменьшению радости в месяце Ав, трагическом для еврейского народа месяце, когда были разрушены оба Храма и произошли многие другие страшные события. В отношении месяца Ав у нас есть четкие предписания: например, не мыться, не стричься, не есть мяса и т.п. Поэтому Хатам Софер считает, что в месяце Адар увеличение радости предусматривает противоположное поведение.
Другие полагают, что увеличение радости — это индивидуально, т.е. человек может делать то, что доставляет ему радость.
Поскольку, как мы видим, определенных правил увеличения радости не существует и к тому же это постановление не упоминается в Шулхан Арухе, многие считают, что стоит просто сконцентрироваться на создании радостной атмосферы в доме.
С уважением, Яков Шуб
Читайте обзор по теме Месяц Адар
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Хава Куперман,
из цикла «Пурим»
р. Меир Фомичев
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В году есть четыре субботы, в которые выносятся и раскрываются два свитка Торы и по ним читаются две различные главы, хотя они и не выпадают ни на один из праздников, Пурим или Хануку. Если одна из них выпадает на Рош Ходеш, в этот день читают три главы по трем свиткам!
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону