Темы: Душа, Истина, Загробная жизнь, Исправление качеств, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. В этом мире человек может изменить свой характер. Меняются ли в раю характеры у тех людей, кто туда попал, или — каким его на земле сделал он, таким и останется? Спасибо за ответ. Д.
Уважаемый Д.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде, чем перейти непосредственно к разговору об изменении характера в этом и в Будущем мире, позвольте привести одну историю, которая во многом отражает отношение наших мудрецов к этой теме.
Рав Хаим Фридлендер, машгиах (тот, кто следит за порядком занятий) в ешиве Поневеж, известный также тем, что подготовил к печати и издал основные книги Рамхаля, заболел неизлечимой болезнью. Ему сделали неотложную операцию в Америке, затем он вернулся домой, в Землю Израиля, для продолжения лечения облучением. Но, к сожалению, лечение не приносило положительных результатов, и страшная болезнь продолжала прогрессировать. В конце концов, врачи были вынуждены сообщить о том, что они не видят смысла в продолжении лечения. Рав Фридлендер спросил врачей:
— А сколько, по-вашему, мне осталось жить?
На что получил неутешительный ответ:
— Порядка двух недель…
Услышав ужасную весть, рав Фридлендер обратился к главе ешивы Поневеж, раву Шаху, который в то время был руководителем ортодоксального еврейства в Земле Израиля. Рав Фридлендер спросил, чему отдать предпочтение в последние дни жизни: лучше подготовить к печати книги, давать уроки или уделить больше внимания семье? Ответ рава Шаха очень удивил: «В последние дни жизни нужно работать над собой и, по возможности, максимально исправить свои качества».
Давайте попробуем понять, что имел в виду рав Шах. Известно, что наш мир — всего лишь коридор, пройдя по которому человек может попасть в мир Будущий. Удостоятся Будущего мира только те, кто усердно работал в этом мире. Как говорят наши мудрецы: «Кто будет есть в субботу? Только тот, кто успел приготовить до субботы». Иными словами, этот мир — своего рода полигон, где человек, выполняя заповеди, изучая Тору и работая над собой, может удостоиться доли в Будущем мире. И доля его будет соответствовать усилиям, приложенным в этом мире. А в Будущем мире, увы, уже невозможно что-то исправить.
Это верно и в отношении человеческих качеств. В качестве доказательства наши мудрецы (см. Рав Элиягу Лупьян, «Лев Элиягу», к разделу Балак) приводят историю о Биламе из Вавилонского Талмуда (Гитин 57а). Там сказано, что Онкелос (в дальнейшем — автор основополагающего комментария на арамейском языке на Пятикнижие) перед тем, как пройти гиюр и присоединиться к еврейскому народу, решил обратиться к душам нескольких людей с вопросом о том, что происходит в Будущем мире. В частности, он обратился к Биламу:
— Кто главный в Будущем мире?
— Еврейский народ, — ответил Билам.
— Стоит ли присоединиться к ним? — снова спросил Онкелос.
В ответ Билам процитировал стих из Торы (Дварим 23:7):
— «Не ищи им (евреям) мира и блага во все дни твои, вовеки».
Затем Онкелос спросил, какое наказание назначено Биламу в Будущем мире. Ответ был, что его варят в горячем семени. Как известно, человека наказывают «мера за меру», наказание «подобно» преступлению. Поскольку Билам предложил моавитянкам соблазнить евреев, чтобы затем заставить их служить идолам, то и наказание назначено соответствующее.
Из этого рассказа ясно: даже в Будущем мире, всецело истинном, где Билам собственными глазами видит, кто был прав и кто во главе, он не может избавиться от ненависти к еврейскому народу. Даже после смерти, когда его душа отделилась от тела и видит абсолютную истину без помех, он все еще пытается отомстить евреям. Иными словами, та бесконечная зависть и ненависть к евреям, которые сопровождали его всю жизнь в этом мире, остаются с ним и в Будущем мире. Получается, что в Будущем мире душа Билама мучается не только из-за наказания, назначенного ей. Ее также жжет постоянная ненависть и зависть к евреям. А еще больше понятие собственного бессилия и невозможности, чтобы что-то исправить.
Отсюда следует, что нужно прилагать максимальные усилия к работе над собой, чтобы успеть исправить свои качества еще в этом мире, поскольку, став частью человеческой души, они будут сопровождать человека вечно, а в Будущем мире уже не будет возможности, что-то исправить.
С уважением, Яков Шуб
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Существуют определенные места, которые были созданы для душ, покинувших тело.
Рав Берл Набутовский
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Зеев Урман
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Овадья Климовский
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли быть, что современное сионистское государство Израиль будет уничтожено, а родиной евреев станет, например, Украина? В Украине святости больше, чем в современном Израиле? Где евреи дома? Царство Машиаха будет о
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли иудаизм проводить свою сугубо культурную и духовную линию, отстраняясь от политики? Биньямин Нетаньяху пытается сыграть на религиозных чувствах в своих интересах? Религия — это нечто духовное, отрешенное от ми
Рав Бенцион Зильбер
Как нам, евреям, относиться к такому явлению?..