Темы: Воспитание детей, Ответственность, Рав Яков Шуб, Материальный ущерб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ конце недели мы получили записку от учителя нашего сына о том, что сын засунул посторонний предмет в мотор кондиционера, из-за чего кондиционер вышел из строя. Его починка стоила 150 шек. По закону Торы — должны ли мы заплатить эти деньги? М.
Уважаемая М.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Родители не обязаны возмещать ущерб, причиненный ребенком, хотя в Вашей ситуации стоит взвесить возможность заплатить за починку кондиционера.
Давайте попробуем вкратце разобрать этот закон. В Мишне (Баба Кама 87а) сказано, что ребенок (мальчик до 13 лет, девочка до 12) не должен возмещать ущерб, который нанес. Объяснить это достаточно просто: до этого возраста (совершеннолетия) сознание ребенка еще не полностью сформировано, поэтому в вопросах нанесения ущерба он приравнивается к сумасшедшему. Соответственно, он не может отвечать за свои действия и поэтому не обязан платить.
Так закон относится не только к ущербу, который ребенок нанес, но и к краже, им совершенной (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 349:3, Сефер Меирот Эйнаим 424:8).
Поэтому даже по достижении совершеннолетия строго по букве закона юноша не обязан возмещать нанесенный ущерб или возвращать украденные вещи или их стоимость, если к моменту совершеннолетия они уже не находятся в его владении.
Однако Рамо (Орах Хаим 343:1) говорит: желательно, чтобы ребенок, нарушивший какие-то запреты (как те, которые регулируют отношения между человеком и Всевышним, так и те, которые регулируют отношения между человеком и его ближним), все-таки, когда вырастет, совершил какие-то действия, необходимые для раскаяния, несмотря на то, что не обязан это делать.
Мишна Брура (343:9) добавляет, что это относится также к ущербам и кражам, т.е. желательно, чтобы ребенок раскаялся и возместил нанесенный ущерб, когда вырастет, хотя он не обязан это делать.
Все сказанное относится к ребенку, а вот родители совершенно не обязаны возмещать ущерб, причинённый их детьми, если только это не произошло по вине родителей (рав Яаков Блой, Питхэй Хошен 5:87). Хотя при этом на родителях лежит обязанность заниматься воспитанием детей, что включает в себя и обязанность объяснить ребенку, что необходимо бережно относится к имуществу других людей и не причинять им ущерб, и научить его так поступать (Шулхан Арух, Орах Хаим 343:1).
Однако рав Цви Шпиц в своей книге «Мишпатэй Тора (Низкэй мамон гл. 4)» предлагает родителям подумать о том, чтобы возместить ущерб, причиненный ребенком. Он говорит: желательно, чтобы ребенок возместил ущерб, когда достигнет совершеннолетия (см. выше), но вполне вероятно, что ребенок до тех пор забудет о нанесенном ущербе, поэтому родители могут помочь ему в этом, хотя и не обязаны.
Кроме того, из чисто прагматических соображений: лучше иметь хорошие отношения с руководством школы и преподавателями ребенка, поэтому стоит взвесить возможность возместить ущерб, причиненный Вашим сыном.
С уважением, Яков Шуб
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Рав Бенцион Зильбер
Потеря денег — тоже к лучшему?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Присматриваюсь к одной девушке, её возраст 14...
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Мишпатим
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Ашер Кушнир
Рав Элияу Тавгер
Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону