Темы: Песах шени, Песах, Храм, Агада, Рав Яков Шуб, Жертвоприношения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые читатели, предлагаем Вашему вниманию 10 блиц-ответов на самые популярные вопросы о «Песах шени». 1. Что такое «Песах шени»? 2. Когда мог принести пасхальную жертву тот, кто не успел сделать это в установленное время? 3. Кто должен был приносить Песах шени? 4. Должны ли приносить Песах шени те, кто не был обязан приносить первую пасхальную жертву? 5. Есть ли различие между законами первого и второго пасхального жертвоприношения? 6. Нужно ли рассказывать пасхальную Агаду, когда едят Песах шени? 7. Как отмечается Песах шени в наше время, когда нет Храма? 8. Произносят ли в этот день молитву «Таханун»? 9. Произносят ли Таханун в молитве Минха 13 Ияра за день до Песаха? 10. Годовщина смерти раби Меира Бааль а-Нес приходится на Песах шени?
1. Что такое «Песах шени»?
«Песах шени» в дословном переводе означает «второй Песах», вторая пасхальная жертва — т.е. вторая возможность принести пасхальную жертву.
2. Когда мог принести пасхальную жертву тот, кто не успел сделать это в установленное время?
«Песах шени» можно было принести через месяц после первого Песаха, а именно 14 Ияра, а ели мясо жертвенного животного вечером 15 Ияра.
3. Кто должен был приносить Песах шени?
Песах шени должны были принести все, кто по какой-то причине не принес пасхальную жертву в установленное время 14 Нисана, независимо от того, было ли это сделано вынуждено или намеренно. Было и различие: человеку, который намеренно не принес пасхальную жертву в установленное время, полагался карет, если он не принесет Песах шени, независимо от того, намеренно или вынуждено он не принес Песах шени.
4. Должны ли приносить Песах шени те, кто не был обязан приносить первую пасхальную жертву?
Песах шени — это не только вторая возможность принести пасхальную жертву, но и самостоятельное жертвоприношение. Поэтому, например, ребенок, достигший совершеннолетия в период между первым и вторым Песахом, а также человек, который в этот период сделал гиюр, должны принести Песах шени, хотя они не были обязаны приносить пасхальную жертву месяц назад.
5. Есть ли различие между законами первого и второго пасхального жертвоприношения?
Песах шени отличается от первого пасхального жертвоприношения: в это время не нужно избавляться от хамца; когда едят Песах шени, не читают Алель; мясо жертвенного животного можно выносить оттуда, где находится группа людей, заплативших за него («по мере еды каждого расчислитесь на агнца» Шмот 12, 4); не приносят вместе с Песах шени праздничную жертву Хагига; не приносят Песах шени в состоянии ритуальной нечистоты, даже если большинство людей ритуально нечисты.
6. Нужно ли рассказывать пасхальную Агаду, когда едят Песах шени?
Нет, заповедь рассказывать пасхальную Агаду существует только в ночь Песаха 15 Нисана. Тот, кто не сделал это тогда, не получает вторую возможность выполнить эту заповедь (в этом году).
7. Как отмечается Песах шени в наше время, когда нет Храма?
14 Ияра некоторые по обычаю едят мацу, в память о том, что в этот день приносили вторую пасхальную жертву.
8. Произносят ли в этот день молитву «Таханун»?
Существуют различные обычаи: в Земле Израиля в большинстве ашкеназских и сефардских общин не принято произносить эту молитву. В диаспоре во многих ашкеназских общинах ее произносят и в этот день.
9. Произносят ли Таханун в молитве Минха 13 Ияра за день до Песаха?
Несмотря на то, что обычно в Минхе (дневной молитве) перед праздничным днем Таханун опускают, обычай ашкеназим — произносить Таханун в Минху и в этот день. Обычай сфарадим — опускать Таханун, как в обычный предпраздничный день.
10. Годовщина смерти раби Меира Бааль а-Нес приходится на Песах шени?
Существует мнение, что годовщина смерти раби Меира Бааль а-Нес приходится на 14 Ияра, поэтому в Тверии, где он похоронен, устраивают соответствующие мероприятия.
С уважением, Яков Шуб
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как понимать странные, на первый взгляд, высказывания мудрецов Талмуда? В них, оказывается, зашифрованы тайны Торы...
Рав Овадья Климовский
Недавно начал больше внимания уделять молитве. Но сбиваюсь...
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Агада — часть Торы, привлекающая человека к Торе, философия пути, указанного Торой
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону