Темы: Трапеза, Суббота, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Спасибо большое за Вашу столь важную работу! И за возможность найти ответы на многие вопросы! Могли бы Вы объяснить, как следует проводить четвертую трапезу (что есть и пить, в какое время на исходе субботы — до или после Хавдалы) и какое благословение на еду говорить? (Т.е. это благословение относится еще к субботе, или уже к будням)? Заранее спасибо! N.
Здравствуйте, N.!
На исходе субботы, после Авдалы, устраивают трапезу, которая называется Мелавэ Малка. Об обязанности устраивать ее сказано в гемаре Шабат 119а: «Сказал раби Ханина, пусть каждый человек после окончания субботы накроет на стол даже ради кэ-зайт (небольшого количества) еды…» И Раши, комментируя это, объясняет: мы так поступаем, чтобы проводить субботу так, как провожают царя или царицу, когда они покидают город, который посетили. Отсюда и название «Мелавэ Малка» — «Проводы Царицы».
Еще эта трапеза называется трапезой царя Давида (Сэудата дэ-Давид Малка Мэшиха). В Гемаре сказано: царь Давид знал, что днем его смерти будет именно суббота, но не знал, какая точно. Поэтому каждый раз после завершения субботы Давид устраивал трапезу — в честь еще одной дарованной ему недели жизни.
Мелавэ Малка называют также «четвертой трапезой», что подчеркивает ее связь с тремя субботними трапезами. Согласно Аризалю, эта трапеза считается в некоторой степени субботней, т.к. святость субботы частично распространяется и на вечер после нее (Шаарей тшува 300:1; Бен Иш Хай). Тем не менее благословения произносят будничные, т.к. после Авдалы — это уже будни. Аризаль также говорит, что три субботние трапезы соотнесены с тремя нашими праотцами, Авраамом, Ицхаком и Яаковом. А четвертая трапеза — Мелавэ Малка — связана с царем Давидом.
В древних книгах говорится об особой святости этой трапезы. В книге Зоар и в Мидраше Ваикра Рабба 18:1 сказано, что в теле каждого человека есть косточка «Луз» (в некоторых книгах она называется «Нисхо»), которая даже после смерти никогда не истлевает, и именно с этой косточки в будущем начнется воскрешение из мертвых. Мелавэ Малка питает эту косточку, она растет только благодаря этой трапезе. А в Гемаре (Шабат 119а) сказано, что горячая еда или напитки на исходе субботы лечат, подобно лекарству.
В хасидском учении этой трапезе придается большое значение, в особенности потому, что она связана с избавлением, которого мы ждем. Считается, что Машиах не может прийти в субботу, поэтому на исходе субботы мы заново начинаем ждать Машиаха, который может прийти в любую минуту.
Мелавэ Малка — обязательно или «факультативно»?
Есть спор между поским (галахистами), является эта трапеза такой же обязанностью, как три субботние, или нет. Согласно мнению Мишны Бруры (300:3), Мелавэ Малка не является такой же обязанностью, как три субботние трапезы. Тем не менее, без веских причин отменять ее запрещено.
Однако есть мнение, согласно которому, если третья трапеза затянулась до исхода субботы, это засчитывается как Мелавэ Малка. А поскольку, как правило, мы заканчиваем третью трапезу уже после исхода субботы, то и обязанности устраивать еще одну трапезу на исходе субботы не существует (Элиа Рабба 300:1, Элеф ла-Матэ 300:18). На это мнение полагаются все те, кто не делает четвертую трапезу каждый раз после субботы. Но автор Каф а-Хаим (300:11; раби Яаков-Хаим Софер, один из величайших сефардских галахистов) писал, что по Каббале четвертая трапеза должна быть отдельной, полноценной трапезой, а не частью третьей субботней трапезы.
Некоторые законы и обычаи, связанные с трапезой Мелавэ Малка
С уважением, Моше Сытин
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Авраам Коен
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону