Темы: Успех, Правосудие, Добро и Зло, Меир Мучник, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! С недавних пор я занялся частной юридической практикой. По образованию я финансист, но сложились такие обстоятельства, что я зарекомендовал себя как хорошего юриста. Я работаю в сфере уголовного права, делаю на заказ процессуальные документы. Не скрою, делаю их лучше адвокатов моих клиентов, за это и получаю гонорар. Но меня стал волновать один вопрос. Он не мучает меня, и это тоже волнует. Мои клиенты заслуживают наказания, которое им вменяют, хотя и сторона обвинения не праведна до конца. Это коррупционеры, мошенники, нечестные предприниматели и даже убийцы по неосторожности. Я не искал себе оправданий, а просто делал дело, так как выбора работы нет, а расходы растут. Но я задумываюсь о будущем. Я молод, не создал семью, могу выбрать другие дороги. Последний человек, у которого я мог попросить совета, давно умер. Я боюсь за свою душу и за возможное наказание за эти мои дела. Что мне делать? Я полагаюсь на вашу мудрость в этом вопросе. С уважением, N.
Здравствуйте, N.!
Прежде всего, то, что Вы волнуетесь о своей душе, является поводом для воодушевления. По словам мудрецов, тому, кто жаждет очищения, с Небес помогут очиститься.
Что же касается причины Ваших волнений, то вопрос здесь — что Вы имеете в виду, когда говорите: клиенты заслуживают наказания, которое им вменяют, они коррупционеры и мошенники. Вы в каждом случае точно знаете не только, что клиент в целом мошенник, но и что он совершил конкретное преступление, за которое его судят? Разумеется, юристу нельзя игнорировать и скрывать известные ему факты, которые могут повлиять на ход следствия. Но, насколько я понимаю (не будучи, в отличие от Вас, специалистом в юриспруденции), обычно кроме самого подсудимого, непосредственных свидетелей и Б-га о его поступке С ТОЧНОСТЬЮ не знает никто и до завершения судебного процесса действует презумпция невиновности.
Тора в целом согласна с этим принципом, пусть в ее рамках он формулируется несколько иначе. Талмуд (Нида 61а) приводит случай, когда о группе людей прошел слух, что они убили человека. Когда они пришли к раби Тарфону с просьбой укрыть их, он не стал выдавать их властям, но сказал, что и укрыть их не может: «Хотя принимать на веру слухи и сплетни нельзя, все же следует подозревать, что они верны». По словам Раши, это означает, что раби Тарфон по закону Торы не имел права помогать подозреваемым избежать наказания. По словам же Тосафот и Роша раби Тарфон боялся, что об укрывательстве станет известно властям и будет наказан он сам, — но строго по закону Торы укрывать их было можно. Мааршаль объясняет: это не значит, что можно спасать от наказания человека, о вине которого точно известно, но в случае сомнения следует руководствоваться общим принципом Торы: изначальный статус человека (или объекта) считается неизменным, пока не будет доказано обратное. В данном случае человек изначально не был преступником, заслуживающим данного наказания, поэтому предполагается, что он сохранил этот статус.
Так или иначе, выдавать подозреваемых властям раби Тарфон не стал и посоветовал им скрываться самостоятельно. Почему? Скорее всего, потому, что в отношении самих властей тоже существовало подозрение, что они будут судить этих людей несправедливо, слишком сурово. Таким властям их можно не отдавать, а то и активно спасать от них.
В нашем случае речь идет о современной системе правосудия, которая, не будучи идеальной, все-таки, по идее, стремится к справедливости и задает рамки, в которых подследственного можно защищать. В этом и заключается работа тех, кто предлагает ему юридические услуги: насколько возможно, обеспечить справедливый судебный процесс, где подследственного можно будет осудить только на основании веских доказательств и с соблюдением всех правовых норм. Адвокат приводит доводы в пользу невиновности клиента, а прокурор пусть доказывает его виновность. Разумеется, адвокат не должен прибегать ко лжи. Но все, что приемлемо по закону и не выходит за рамки этики, включая грамотное составление нужных документов, является частью процесса, цель которого — достижение справедливости.
Даже если точно известно, что подсудимый совершил преступление, вопрос часто не об этом, а о том, причитается ли ему то или иное наказание. Адвокат может требовать слишком мягкого наказания, но прокурор может требовать слишком сурового, и так каждый из них внесет вклад в достижение более-менее справедливого баланса. Поэтому, даже если подсудимый действительно мошенник или коррупционер, если он не получит качественную юридическую помощь, его могут подвергнуть слишком суровому наказанию. А это тоже неправильно. Тора гласит (Дварим 25:3): после того, как грешник получил заслуженное наказание, нельзя наносить ему ни одного дополнительного удара и унижать «брата твоего». Мудрецы объясняют, что теперь он считается «нашим братом» — равным нам невиновным человеком, и даже один удар сверх установленного числа — это не часть заслуженного наказания, а наоборот, новое преступление, совершенное уже против него.
На практике в каждом конкретном случае сомнения следует проконсультироваться у квалифицированного раввина: это действительно непростые законы, и здесь может быть много тонкостей. Но в целом тот, кто оказывает подсудимому юридическую помощь приемлемыми путями, помогает ему не уйти от заслуженного наказания, а, напротив, избежать несправедливости. Поэтому, при условии соблюдения всех законов Торы, никакого ущерба душе юриста и наказания от Б-га не будет.
Другое дело, если человеку просто по природе неприятно заниматься тем или иным делом. Например, в данном случае — иметь дело с не очень честными и праведными людьми, помогать им, защищать в суде или просто соприкасаться с их миром и т.п.
Это уже вопрос призвания человека, его предназначения и роли в жизни. Каждому Б-г дал свою роль, и в идеале он должен ее найти. Часто человек инстинктивно чувствует: у него хорошо получается то или иное занятие, это его дело. А иногда, напротив, ощущает, что он не на своем месте.
Юрист по призванию выполняет свою работу не только потому, что ему нужны деньги, а потому, что искренне жаждет справедливости и чувствует, что именно своим делом он ее добивается. Стремится, чтобы никто, даже человек, который, весьма вероятно, совершил тяжкие преступления, не стал сам жертвой малейшей несправедливости. Если есть такое чувство, а также способность выполнить работу хорошо, то не о чем волноваться.
Если же есть чувство отвращения или ощущение, что «это не мое», тогда действительно стоит призадуматься о своем направлении в жизни, о том, что на самом деле я хочу и могу делать. Не всегда сразу видны приемлемые альтернативы, но возможности могут появиться когда угодно и откуда угодно. Важно молиться Б-гу о том, чтобы Он помог определиться с призванием в жизни и, если это не то, чем человек занимается сейчас, привел бы на правильный путь.
Желаю Вам по-настоящему ощутить себя на своем месте в жизни и, что бы Вы ни делали, стремиться к добру и выполнению воли Б-га.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ефим Свирский
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Моше Пантелят
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Барух Лехт
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону