Темы: Тора и наука, Религия, Рамбам, Даниэль Маршальский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! У меня такой вопрос: если изучение и исполнение Торы и других священных книг в соответствии с еврейским мировоззрением является основным занятием и целью человеческой жизни, то какое отношение иудаизм имеет к учебным заведениям и учебным программам, которые далеки от духовности, которые рассматривают и преподают науку отдельно, без признания Б-га высшей движущей и оживляющей силой всего сущего? И, вообще, нужны ли человеку знания в научной области? С уважением, А.
Здравствуйте, А.
Очень часто люди не осознают различия в целях науки и религии. Поэтому им кажется, что наука, представляемая атеистами, не совместима с религией.
Но это не так. Религия и наука занимаются совершено разными аспектами познания реальности. Дело в том, что подход самой науки к исследованию явлений в своё время претерпел изменение. Если в период Аристотеля наука исследовала, какова «цель» того или иного явления (яблоко падает вниз, потому что стремится к среде своего создания), то сегодня она стремится объяснить всё происходящее в соответствии с принципом причинности (яблоко падает вниз из-за силы притяжения). Религия же продолжает исследовать «цель» событий.
Приведу пример: раввин и академик наблюдают, как некий автомобиль перемещается из пункта А в пункт Б. Вопрос: почему автомобиль движется по направлению к пункту Б? Раввин ответит: потому, что там живёт семья водителя и он едет их навестить. Академик же ответит: водитель жмёт на педаль газа и таким образом задействует процесс, который в результате приводит к движению автомобиля. Они оба совершенно правы и не спорят друг с другом. Просто смотрят на происходящие под разным углом. В этом и заключается различие между религией и наукой. Религия изучает, в чем состоит желание Творца и каковы наши обязанности перед Ним. Как правильно выполнять Его волю. Наука изучает, КАК именно воля Творца осуществляется в нашем мире.
Возьмём, к примеру, эпидемию чумы, которая охватила Европу в 14 веке, так называемую «чёрную смерть». Почему эта эпидемия привела к гибели трети человечества? На этот вопрос будет два ответа. Наука, очевидно, ответит: постоянный голод и недоедание, низкий уровень личной гигиены приводили к ослаблению иммунной системы жителей Европы, что и явилось причиной столь быстрого распространения эпидемии. Религия скажет: вероятно, так оно и было, но нас будет интересовать другой вопрос — почему Всевышний подверг людей такому наказанию? Как мы видим, при современном подходе науки (отвечающей на вопрос «как?»), религия и наука не спорят между собой, они смотрят на вещи с разных сторон.
Рамбам, отвечая на письмо рава Йонатана из Люнеля (см. Игрот а-Рамбам —Письма Рамбама) пишет, что он относится к науке как к своей рабыне. То есть —использует в своих целях (для изучения Торы). Надо заметить, что Рамбам жил в период, когда Аристотель считался единственным научным источником, на его выводы ориентировались все. В тот период наука и религия находились «в состоянии войны», так как обе подходили к исследованию явлений с точки зрения их «цели», и это вызывало немало споров (яблоко падает вниз по желанию Творца или потому, что стремится вернуться к среде своего создания?). В наше время всё проще, так как нет спора между подходами религии и науки (яблоко падает по желанию Творца согласно законам гравитации, или можно сказать, что Творец использует созданную Им силу притяжения для того, чтобы яблоко упало вниз).
Религиозный человек использует в своей жизни то, что достигнуто с помощью науки, так же, как и нерелигиозный человек. Оба при высокой температуре принимают лекарства, оба используют электричество, связь, транспорт, я отвечаю на Ваш вопрос, используя компьютер. Наука — важная часть нашей жизни, без которой было бы очень сложно существовать. С её помощью можно спасать человеческие жизни, решать сложнейшие проблемы и вести удобный для нас образ жизни. Но наука — не религия! Она не может отвечать на вопросы религии, так как это не её сфера.
Многие ученые принимают на себя исполнение религиозных обязанностей, и им это не мешает в научных исследованиях. Рамбам, Рамбан, Ралбаг и почти все наши мудрецы, жившие в средневековье, были врачами, философами, инженерами и т.д.
Если мы осознаём различие между этими двумя подходами, то видим, что они никак не мешают друг другу.
С уважением, Даниэль Маршальский
Читайте:
Тема Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма
Тема Религия. Взгляд Иудаизма
Тема Тора и наука
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Редакция Толдот
Рав Даниэль Маршальский родился в 1980 в г. Львове, в ноябре 1990 года совершил алию в Землю Исраиля
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Лоренс Келеман
Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Замир Коэн
Рав Даниель Маршальский
Эта связь рвется? Тогда насколько они были одним человеком?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Наставление для заблудших
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Тора, наука и тетя Белла»
Рав Даниель Маршальский
Можно ли читать мифы древних народов и «Божественную комедию» Данте Алигьери?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону