Темы: Грех, Ответственность, Упрек, Овадья Климовский, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Рав. Меня интересует вопрос, в Торе… как-то сказано: «Если кто-то видел чужой грех и не остановил, Б-г спросит с него за его кровь» или около того. Как сказано точно? Где это находится? Как это следует понимать? К кому относится? Можно коротенький пример? Заранее благодарен, И.
Шалом, уважаемый И.!
Спасибо за Ваш вопрос. Это весьма интересное место в Торе, в знаменитой главе Кдошим — «Святыми будьте». Рассмотрим один из аспектов святости. Там (Ваикра 19:17) написано следующее: «Не ненавидь брата своего в сердце твоем; увещевай, увещевай ближнего твоего, и не понесешь за него греха». Простое понимание текста: следует упрекать ближнего, не допуская, чтобы он согрешил. А если человек не удержал другого от греха (разумеется, если это было возможно), он тоже будет наказан за этот грех. Мы видим, что этот закон связан с предыдущим, в том же стихе — «не ненавидь» (в Торе различные темы никогда не оказываются рядом «случайно»). Мы привыкли понимать сина — ненависть — как сильное чувство, эмоцию. Здесь Тора показывает, что сина включает в себя и равнодушие (так я слышал от одного из руководителей ешивы Мир, моего учителя рава Ицхака Эзрахи, в другом контексте). Когда человек спокойно наблюдает за тем, как другой падает, совершая грех, и не пытается предотвратить падение, он демонстрирует свою нелюбовь к этому человеку. И, если задуматься, это вполне понятно: ведь подобное равнодушие в случае физической опасности было бы всеми истолковано как преступное равнодушие — читай ненависть к человеку. Когда человек грешит, окружающие иногда склонны прятаться за «либерализмом»: мол, его право вести себя так, как он хочет. Да и неприятности никому не нужны… Настоящей же подоплекой зачастую является, к сожалению, или равнодушное отношение к человеку, или попросту недостаточная уверенность в том, что поступок этого человека может ему навредить, т.е. определенное недоверие к Торе.
Однако не будем торопиться осуждать людей, ибо здесь имеется и еще один, весьма важный, аспект. Мудрецы читали этот стих так: «Увещевай ближнего так, чтобы не понести из-за него греха» — то есть, увещевай его мягко, по-дружески. Кстати, если человек почувствует искреннюю заботу о себе, а не желание «уесть», он лучше воспримет упрек. Но Тора здесь говорит вот о чем: не вгоняй его в краску своими упреками, тем более, публично. Прилюдно опозорить человека — одно из самых осуждаемых Торой нарушений, но и обидеть наедине — ничего хорошего, поэтому следует быть очень осторожным, увещевая других. В рамках данного ответа мы не можем изложить все законы, регулирующие эту область, только напомним, что, как и любые другие, они требуют тщательного изучения. Иначе мы, как случается с неграмотными в Торе людьми во многих ситуациях, будем блуждать в тумане — промолчим, когда нужно было бы сказать человеку что-то, что удержало бы его от падения, или скажем что-нибудь лишнее, когда следовало бы промолчать, или скажем не так, как это нужно было бы сказать.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте обзор по теме Грех и наказание
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Бенцион Зильбер
Присматриваюсь к одной девушке, её возраст 14...
Раби Йосеф Герц
Разъяснение заповеди о любви к ближнему: это определение относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Б-га и соблюдает законы Торы.
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Арье (Лев) Кацин
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону