Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Многие родители хотят, чтобы их дети были послушными и ответственными, зачастую используя для достижения этой цели «силовые методы». Можно ли заставить ребенка подчиниться родительским приказам, угрозам, ультиматумам? Несомненно.

Но можно ли заставить ребенка вырасти достойным и благородным человеком?

«Родители часто спрашивают, как научить ответственности своих детей? — пишет американский психолог Хаим Гинот в книге “Между родителем и ребенком” (с. 79). — Многие полагают, что если обязать детей ежедневно выбрасывать мусор или мыть посуду, то это привьет им чувство ответственности. Исполнение этих функций необходимо для домашнего хозяйства, но в вопросах воспитания их эффективность сомнительна. Нередко споры об исполнении обязанностей приводят к баталиям между родителями и детьми, вызывая чувства гнева и взаимного раздражения. Жесткая требовательность может привести к послушанию и чистым кухням, но может также оказать отрицательное влияние на формирование характера детей.

Факт состоит в том, что чувство ответственности не может быть навязано извне. Оно должно развиваться изнутри, на основе впитанных в семье и общине ценностей.

Послушание, не основанное на позитивных ценностях, может быть опасно и разрушительно. Преступники нередко проявляют чувство ответственности по отношению друг к другу или к своей банде… Мафиози исполняют свои обязанности со всей серьезностью. (Нацисты оправдывали свои преступления тем, что они лишь “выполняли приказ”. — Л. К.)

Ребенок может быть вежливым, поддерживать чистоту в комнате, скрупулезно выполнять все свои обязанности, но, тем не менее, принимать безответственные решения. Это особенно верно относительно тех детей, которым всегда говорили что делать, лишая их возможности принимать самостоятельные решения и выработать свою систему ценностей.

Невозможно прямолинейно учить детей ценностям. Ребенок впитывает их, подражая тем людям, которые заслужили его уважение и любовь».

На протяжении тысячелетий изгнания перед евреями стояла сложная задача: как научить соблюдению законов Торы детей, которые росли в нееврейском окружении? Подобная задача стояла перед коганим, которые должны были учить своих детей исполнять законы службы в Храме, от которых были освобождены дети их еврейских соседей. То, как коганим учили своих детей, стало примером для подражания для всех еврейских родителей.

«И сказал Всевышний Моисею: Скажи коганим, сыновьям Аарона, и скажи им…» (Ваикра 21:1).

«Почему Всевышний обращается к Моисею с указанием “скажи”, тут же повторяя “скажи им”?» — спрашивает Раши и, отвечая, приводит слова Талмуда: «Если первое “скажи” обращено к самим служителям Храма, которые должны соблюдать законы ритуальной чистоты, то повторное “скажи им” “предостерегает взрослых”, чтобы родители научили своих детей соблюдать эти законы».

Рабби Моше Файнштейн отмечает: «Если первое “скажи” учит тому, что сказать, то второе “скажи им” указывает, как сказать!»

В Торе часто используется слово «дабэр» — «говори», что означает тяжелый, резкий разговор, в то время как слово «эмор» — скажи традиционно понимается как мягкое, деликатное обращение. Повторяя слово «скажи», Тора подчеркивает, что родители должны находить мягкую форму общения с детьми, не приказывая, а вдохновляя их соблюдать законы Торы.

Почему же Тора прямо не упоминает, что родители должны сказать это детям? Как бы важны ни были слова родителей, еще важнее их поступки! Важно, чтобы родители вели себя, как «коганим, сыновья Аарона». Если дети увидят родителей, с радостью живущих традициями своих отцов, тогда родители станут для них примером.

Способность человека подражать является ключом к пониманию его способности к обучению. Не только дети, но и взрослые, подражая окружающим, обретают новые знания и навыки. Возможно, даже не отдавая себе в этом отчета, мы выбираем героев для подражания. Это могут быть любимые родители или уважаемые учителя, хорошие друзья или вызывающие восхищение знаменитости, персонажи из любимых фильмов и книг.

Свобода выбора, как и любая свобода, обладает своей оборотной стороной. Мы вольны подражать также и недостойным людям. Выбирая героя для подражания, мы в действительности совершаем выбор нашего жизненного пути. Способность подражать выражает саму суть природы человека, сотворенного по «образу и подобию Всевышнего». Тора указывает человеку подражать Всевышнему, реализуя таким образом сокрытый в его душе потенциал духовности: «Люби Всевышнего, иди всеми Его путями и приблизься к Нему (Дварим 11:22).»

Как можно «идти всеми Его путями»? Подражая Всевышнему — «Он милосерден, и ты будь милосерден!» — приводит Раши слова мудрецов Талмуда. Как может человек «приблизиться к Нему»? — «Приближаясь к мудрецам!»

Очевидно, что человек не может приблизиться ко Всевышнему физически. Однако, подражая мудрецам, праведникам, благородным и добрым людям, он приближается ко Всевышнему, уподобляясь Ему.

Родители, которые хотят передать своим детям духовные ценности, должны помнить: как бы ни было важно то, что они говорят, еще важнее, как они говорят это своим детям. Лишь общаясь с детьми с уважением и любовью, родители станут примером для подражания, заслужив уважение и любовь своих детей.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?