Темы: Пятикнижие, Гиюр, Идолопоклонство, Итро, 10 Заповедей, Рав Овадья Климовский, Комментарий
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Раввин, не можете ли Вы посоветовать, где можно почитать, почему глава Шемот 18 называется «Итро»? В этой главе евреям дают 10 Заповедей, а названа она именем человека, который даже евреем не был. С уважением, Марк Хавинсон
Шалом, уважаемый Марк!
Недельные главы обычно называются по первому слову главы, несущему смысловую нагрузку. Но ничего случайного, как мы знаем, нет, поэтому давайте попытаемся получше понять, что же за человек был Итро, если он удостоился дать имя целой главе, да еще такой важной, как Вы отметили. Пожалуй, мы не согласимся с тем, что имеет значение, был Итро евреем или нет, ведь достоинство человека определяется не его происхождением (равно как и любыми другими обстоятельствами, от него самого не зависящими), а исключительно его поступками, разумеется, с учетом их мотивов. О том, кем был человек по имени Итро, Вы можете прочитать в комментариях к недельной главе и в мидрашах, пересказ некоторых из них есть и у нас на сайте.
А мы вкратце приведем то, что нам известно об Итро.
В Торе сказано, что Итро был вначале жрецом страны Мидьян. Предание (Мидраш Танхума) говорит, что он не просто был жрецом одного культа, а перепробовал многочисленные идеологии, пока не пришел к осознанию того, что Б-г Един. То, что он был священником, а не просто рядовым адептом идолопоклоннических религий, только доказывает, что в тонкостях отринутых им идеологий он разбирался досконально. В результате его приход к единобожию был вполне продуманным и обоснованным. Чем больший путь человеку пришлось пройти для познания истины, тем большее уважение он должен вызывать. И неслучайно он удостоился стать тестем учителя всего Израиля, Моше.
Наши мудрецы говорят, что Тора в разных местах называет Итро семью именами, намекая на его различные достоинства. Рассмотрим эти имена:
1) Путиэль — за то, что Всевышний (Э-ль) спас (палат) его от идолослужения (выбор сделал он сам, но ведь нужна еще и помощь Свыше, чтобы пройти избранный путь до конца и не сломаться);
2) Ховэв — за то, что он полюбил (хибэв) Тору, а Всевышний полюбил его;
3) Хэвер — за то, что он стал как бы другом (хавер) Творцу;
4) Рэуэль — за то, что полюбился Всевышнему (Э-ль) и стал близким человеком (рэа) всему Израилю;
5) Йетэр — за то, что благодаря его заслуге к Торе был добавлен еще один (йетэр) «эпизод», где он советует Моше реорганизовать систему судопроизводства. (Понятно, что вся Тора была написана еще на Небесах, но Всевышний оставил некоторым людям возможность удостоиться, чтобы тот или иной конкретный закон Торы был обнародован благодаря им);
6) Йитро — когда же он принял иудаизм, добавив к своим предыдущим открытиям добрые дела, ему к имени Йетэр (יתר) добавили букву вав (יתרו). (Подобно этому, эта буква была изъята из имени Эфрона после того, как он запросил у Авраама непомерную сумму за бросовое поле, которое тот покупал, чтобы похоронить Сару. И, подобно этому, эта буква была добавлена к имени Ошеа, ученика Моше, который стал Йеошуа);
7) Кейни — за то, что он приобрел (кана) Тору, и — что особенно удивительно — за то, что из-за него возникла кин-а — некоторая ревность между Всевышним и его народом. Имеется в виду, что к урожденным евреям возникла претензия: посмотрите, как принимает Тору чужой человек, не произошедший от Авраама, Ицхака и Яакова.
Возможно, теперь мы согласимся, что такой человек вполне достоин, чтобы его именем — именем человека, который пришел получить Тору, назвали эту главу.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: тема Десять Заповедей — 10 Речений Б-га на горе Синай
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все созданные человеком «религии» и кодексы с течением времени подвергаются изменениям. Не таковы еврейская «религия» и еврейский Закон.
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны очень внимательно относиться к родителям и оказывать им почет и уважение. Правила, установленные Галахой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Итро
Рав Ефим Свирский
Рав Овадья Климовский
Зачем кричать?
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек должен приложить усилия, чтобы постичь величие и силу Творца
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Итро предложил Моше передать судебные полномочия другим людям. Подробнее о причине такого решения.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Итро жил в Мидиане, стране, которая была союзником Амалека и врагом еврейского народа
Рав Меир Мучник
За что Мирьям и Аарон упрекали Моше?
«Оцарот»
Праведник, который обиделся на владельца магазина, и последовавшее наказание
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону