Темы: Общение, Самосовершенствование, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Скажите, как быть с плохим влиянием и окружением? Как вести себя, если рядом поступают плохо и это меня тоже склоняет к греху? Пожалуйста, ответьте подробно! Спасибо.
Здравствуйте,
Ваш вопрос достаточно подробно разбирает Рамбам в книге Мишне Тора[1]:
Человек сотворён таким образом, что в своём мировоззрении и поступках он берёт пример с друзей и близких и ведёт себя так же, как ведут себя люди там, где он живёт.
Поэтому человеку следует тесно общаться именно с праведными людьми и постоянно находиться рядом с мудрецами — чтобы брать с них пример. И следует отдаляться от злодеев, путь которых — тьма, чтобы не начать поступать как они. Царь Шломо (Соломон) сказал об этом[2]: «Идущий с мудрецами — станет мудрее, а тот, кто дружит с глупцами, — сокрушен будет».
Поэтому, если человек находится в месте, обычаи которого дурны и жители которого не идут прямыми путями, следует ему перебраться туда, где живут праведные люди, поступающие достойно. А если обычаи всех известных ему мест не достойны, как в наше время (пишет Рамбам уже почти 900 лет назад!), или он не может перебраться туда, где добрые обычаи, из-за болезни или расстояния, то лучше ему пребывать в одиночестве (избегая дурной компании). А если злодеи и грешники там, где он живёт, не оставляют его в покое и не дают жить там тому, кто ведёт себя иначе, чем они, — то лучше ему отправиться в пещеры и пустыни, чем идти путём грешников!
Из этих слов величайшего еврейского мудреца можно извлечь несколько уроков:
Во-первых, он учит нас, что зло, причиняемое душе человека общением с людьми, которые ведут недостойный образ жизни, и их влияние — настолько велики, что лучше предпочесть уединение в пещерах и пустынях (!!!)[3], чем оставаться с ними в контакте! Надо приложить любые усилия, чтобы этого зла избежать.
Во-вторых, Рамбам объясняет нам, что такова природа человека — брать пример с других. Точно так же, как природа спички — если ею чиркнуть о спичечный коробок — зажечься! Даже если человек думает, что он сможет выстоять и не уподобиться своему окружению, — это невозможно. Рамбам даже не рассматривает такую возможность, не предлагает нам способы и ухищрения для того, чтобы выдержать это испытание!
Поэтому посоветовал бы Вам, во-первых, максимально сократить общение с теми людьми, пример которых является для Вас «заразительным». Во-вторых, постараться поддерживать знакомство и постоянный контакт, дружбу с праведными людьми, живущими по законам Торы, у которых можно почерпнуть жизненную мудрость, с которых можно брать пример. Даже в том случае, если за это придется заплатить определённую цену[4] или сменить место жительства — переехать в Израиль.
С уважением, Зеев Гершензон
[1] Раздел הלכות דעות, глава 6.
[2] В Мишлей 13:20.
[3] А ведь это — постоянное отшельничество и уединение, отдаление от общества — чуждо понятиям иудаизма!
[4] Сказано в трактате Авот (1:6): «Сделай себе учителя», а также: «Приобрети себе друга»! Следует, чтобы у человека были достойные друзья, даже если для этого будут необходимы какие-либо изменения в жизни или расходы.
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Ашер Кушнир
В еврейской мысли нет идеи миссионерства.
Рав Ашер Кушнир
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Хана Лернер
Рав Барух Лехт
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Зеев Гершензон
Праотец Авраам был первым, кто распространил Тору... Но ведь миссионерство у евреев запрещено...
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону