Темы: Душа, Пророчество, Радость, Музыка, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые рабаним! Я занимаюсь музыкой и понимаю, что музыка — это совсем не то, что представляет о ней большинство мира, поэтому хотел бы узнать, что и где наши мудрецы пишут про это. Ведь известно, что многие из них были выдающимися знатоками музыки. Из материалов на вашем сайте я читал статьи Александра Айзенштадта. Они очень интересные, но хотелось бы более фундаментальных и систематизированных знаний. Хотелось бы изучить, что говорят мудрецы как по поводу музыки в системе мироздания, так и по каким-то более узким аспектам. Буду вам чрезвычайно благодарен за помощь в поиске материалов! Заранее спасибо, Алексей
Здравствуйте, уважаемый Алексей,
Невозможно в рамках данной рубрики подробно рассказать о фундаментальных знаниях наших мудрецов в области музыки. Эта тема тесно связана со скрытой частью Торы — Каббалой. Для того чтобы постичь эту часть Торы, необходимы годы упорной учёбы, духовного очищения, скрупулёзной работы над собой. Но попытаемся описать в общих чертах взгляд иудаизма на музыку.
Наши мудрецы много говорили о том, какое великое воздействие на душу человека может оказать музыка и пение. Музыка спасает от «депрессии», как мы видим в истории царя Шауля: чтобы не «устрашал его злой дух от Б-га», он пригласил человека, умеющего играть на киноре (струнном инструменте), — будущего царя Давида [1]. Более того, музыка способна привлечь дух пророчества, способствовать его проявлению, как было с пророком Элишей[2]: желая «вызвать» дух пророчества, он попросил: «Возьмите мне музыканта… и спустится дух пророчества»[3].
Один из учеников Виленского Гаона, Раби Исраэль из Шклова[4] передаёт слова своего учителя о значении и силе музыки: «…постижение большой части глубоких тайн Торы невозможно без неё, и из-за музыки душа человека может выпорхнуть из тела, а её тайнами, скрытыми в Торе, — можно оживить мёртвого… Часть мелодий Моше-Рабейну получил при Синайском откровении, а остальные представляют собой их вариации…».
Наши мудрецы много говорили и о великолепии музыки, и о пользе от неё, и о том, что хорошая мелодия стоит красоты целых духовных миров и способна пробудить душу человека и вознести из материальности к Б-жественным высотам[5]. Настолько важно правильно использовать эту силу музыки для служения Всевышнему, что Вавилонский Талмуд даже приводит[6] следующее поразительное толкование стиха Торы[7] «За то, что не служил Б-гу, Всевышнему твоему, с радостью и добросердечно» (стих говорит о наказании еврею, который не служит Всевышнему с радостью). Согласно этому толкованию, евреи, служившие в Иерусалимском Храме без песен и мелодий (ведь человек не поёт, если не испытывает радости в сердце), положенных по Закону, наказываются великим наказанием!
Но, с другой стороны, мудрецы много говорили и о том, что музыка может обладать огромной разрушительной силой. Один из примеров — музыка, чуждая традиционным еврейским понятиям, служению Творцу. Песни, воспевающие низкие проявления человека или более того — грехи, и особенно — при застолье, с вином, всячески возбраняются и даже запрещаются нашими мудрецами[8]. Использование этой великой силы для услаждения нашего йецер а-ра («дурного начала» — дурных побуждений) вызывает гнев Творца. Ведь любые таланты, данные человеку, в том числе голос и музыкальный слух, — даны для того, чтобы служить Творцу. А тот, кто использует музыку и пение для целей, не соответствующих такому служению, уподобляется человеку, которому царь подарил величественные одеяния, чтобы тот облачался в них перед царём, и который — одевает в них свою собаку…
Поэтому следует стремиться, чтобы музыка и пение, которые мы слушаем, пробуждали в нас любовь к Творцу и желание служить Ему. Наши мудрецы одобряют пение во время праздничных трапез (например, за субботним столом), а также — мелодии, которые человек напевает при изучении Торы. Не запрещены и красивые еврейские песни, которые необходимы человеку для того, чтобы избежать депрессии, поддержать радость в сердце при выполнении заповедей[9].
С уважением, Зеев Гершензон
[1] Книга Шмуэль I, 16:14-23.
[2] Книга Млахим II, 3:15.
[3] Книга Млахим II, 3:15 — стих переведен с учетом комментариев.
[4] В предисловии к книге Пеат а-Шульхан.
[5] Комментарий А-Бонэв книге Эйн Яаков.
[6] Трактат Арахин, лист 11а.
[7] Книга Дварим 28:47.
[8] См. Шульхан Арух, раздел Орах Хаим, глава 560, алаха 3, см. также книгу Пэле Йоэц, раздел Шир («Песнь»).
[9] См. Пискей Тшувот, глава 560, статья 11.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Корни настоящей еврейской музыки находятся в храмовых песнопениях. И канторское пение, и хасидские напевы отличаются многообразием и богатством форм.
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Музыка и религиозное мироощущение
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
(Из цикла «Беседы о музыке»)
Рав Реувен Куклин
Может быть, можно слушать хотя бы грустную музыку?
Рав Яков Шуб
После разрушения Храма слушать музыку запрещено?
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Рав Овадья Климовский
Можно ли в субботу играть на музыкальных инструментах?
Рав Реувен Куклин
Что сказал об этом Виленский Гаон?
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Из цикла «Беседы о музыке»
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
из цикла «Беседы о музыке»
Рав Бенцион Зильбер
Милосердие без границ?
«Оцарот»
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Бенцион Зильбер
Прочел статью Рава Зильбера про Пурим...
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Рав Меир Мучник
Если бы Гитлер ожил и увидел нынешнюю Германию, какой была бы его реакция?
Рав Овадья Климовский
Если да, назовите их и их книги...
Рав Моше Сытин
Рав Моше Сытин отвечает на вопросы: когда евреи начали селиться на территории Германии? Когда ашкеназы стали отдельной культурно-религиозной группой? Благодаря чему ашкеназы смогли стать самостоятельной общиной?