Темы: Суббота, Сон, Мендель Агранович, Онег Шаббат
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раббаним, шалом. Я слышал от одного знакомого, что в шаббат больше получаса спать нельзя. Сослался на Танию и даже Гмару. Действительно ли Гмара так говорит (а то я что-то не помню такого)? И является ли это алахой (законом)? А то мой другой друг говорит, наоборот, о благодатном субботнем дневном сне. Так как правильно? Алекс
Уважаемый Алекс!
В Талмуде в трактате Сукка (26 б) приводится от имени Рава (раби Аба из Пумбедиты), что нельзя спать днем «более, чем сон лошади (60 дыханий)». Раши разъясняет причину запрета — битуль Тора (в субботу необходимо учить Тору, а сон — это «отмена» изучения). Шулхан Арух приводит этот запрет в параграфе 231, 1. Там говорится о том, что все действия стоит совершать во имя Небес. Но Шулхан Арух меняет формулировку Талмуда и формулирует так: «Если (человек) не может без сна днем, пусть поспит, пусть только не засыпает надолго, так как нельзя спать днем более, чем сон лошади, а именно 60 вдохов». И продолжает так: «но и в отношении этого сна настрой человека должен быть — не ради получения удовольствия, а чтобы были силы для служения Творцу».
Мишна Брура, разъясняя закон (Беур Алаха), в параграфе (симан) 4, 16 приводит спор о том, сколько это — 60 дыханий. Разброс мнений — от трех минут до трех часов. Поэтому Мишна Брура принимает решение (посэк): все индивидуально. Главное — вести себя так, чтобы КПД («коэффициент полезного действия») при служении Всевышнему был максимальным.
Арух а-Шулхан также говорит о некоторых гдолим — великих раввинах, которые спали днем 2-3 часа, и поясняет, что это было им необходимо из-за слабости здоровья.
Мишна Брура, основываясь на мнении Маген Авраама и Ари, выводит субботний сон из-под запрета, так как в субботу есть мицва получать удовольствие, наслаждаться. Тем более это не запрещено мудрецам Торы, которые тяжело трудятся над ней всю неделю.
Вывод: все индивидуально. Сон в субботу не запрещен.
НО если у Вас нет времени учиться всю неделю, то нужно с умом распределить время, чтобы создать себе возможность продвигаться в учебе.
С уважением, Мендель Агранович
Читайте обзор по теме Онег Шаббат
Рав Мендель Агранович
Рав Михаэль Мирлас
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Ашер Кушнир
Как проводить субботний стол?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Мендель Агранович
Рав Бенцион Зильбер
Как сделать так, чтобы страшный сон предвещал добро?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Мирьям Климовская
Как насладиться субботой во время борьбы за выживание?
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Бенцион Зильбер
Надоели шарлатаны
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону