Темы: Песах, Праздники, Хамец, Рав Мендель Агранович, Сефарды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, как относиться к празднику Мимуна? Принимать ли приглашение, и как вообще себя с ним вести? Спасибо за ответ. Хаим
Миму́нa — традиционный праздник евреев из Марокко, который принял весь еврейский народ, в основном, сефардские и восточные общины. Отмечается после окончания последнего дня Песаха. Мимуна выражает радость оттого, что нам снова разрешено есть хамец (продукты, изготовленные путем заквашивания, запрещенные к употреблению в Песах). Никаких галахических источников для этого праздника нет. Но, с другой стороны, не вижу в нем ничего плохого.
По одной из версий, название праздника связано с именем Маймона бен-Йосефа, отца Рамбама (Маймонида), а сам праздник связан с годовщиной его смерти. По другим версиям, слово мимуна родственно арабскому слову маймун («счастливый») или ивритскому эмуна («вера»).
Несмотря на отсутствие галахических источников, за этим праздником стоит важная идея. Ведь в Талмуде сказано (трактат Рош а-Шана), что полное избавление, как и избавление из египетского рабства, произойдет в месяце Нисан — месяце, когда мы празднуем Песах. Праздник Мимуна и радость как раз и демонстрируют нашу веру в то, что это осуществится. Хотя Песах уже прошел, а избавление не пришло, мы все равно верим в него!
Есть еще один смысл этого праздника. У разных людей существует много различных пасхальных обычаев — как избежать попадания квасного в пищу. Поэтому многие не едят нигде, кроме собственного дома. Там они могут быть уверены, что проблем с хамецом не будет, т.к. сами проверили и откошеровали все к празднику. Но после Песаха все хотят показать друг другу, что это вынужденное отчуждение — не признак нелюбви или пренебрежения, а лишь осторожность, выражение стремления соблюсти строгий запрет Торы. Именно поэтому принято держать двери открытыми, приглашая всех соседей и друзей, которые желают этого, зайти.
В Израиле Мимуна стала популярным ежегодным праздником, когда принято устраивать вечеринки, пикники и барбекю. Первоначально Мимуну отмечали только в семьях репатриантов из Марокко, однако уже лет сорок назад она стала общенациональным праздником и была перенята другими общинами, прежде всего, восточными.
Празднование начинается сразу после окончания Песаха — накрывают стол, на который ставят традиционные сладости, мед, пирожные, а также предметы, символизирующие удачу и плодородие, например, сосуд с живой рыбой. Символом является и число «5» — например, ставят пять золотых украшений. Одно из блюд, которые принято есть в этот праздник, — сладкая лепешка (мофлетта).
Принято приглашать в гости представителей других общин.
За пределами Израиля праздник отмечают в общинах марокканских евреев, например, в Париже и Амстердаме.
И поэтому мне думается — почему бы и не принять приглашение?
Но не только Вам этот праздник неизвестен, даже Давид Бен-Гурион в 1971 году интересовался, в чем смысл этого праздника, и получил ответ от Шауля Бен-Симона главного популяризатора Мимуны в Стране.
С уважением, Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Александр Красильщиков
Несущественное отличие?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского.
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Хаим Суницкий
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону