Темы: Земля Израиля, Почитание родителей, Изучение Торы, Опасность, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Полгода назад я приехал учиться в йешиву в Иерусалиме из Америки, и мне здесь очень нравится. Сейчас в Израиле довольно напряженная обстановка, и мои родители очень опасаются за мою безопасность. Родители не говорят об этом вслух, но мне кажется, что они хотят, чтобы я вернулся обратно. Если они меня попросят вернуться, должен ли я буду их слушать, ведь есть заповедь почитать родителей? Заранее спасибо за ответ. Мойше.
Уважаемый Мойше, большое спасибо, что обратились к нам. Очень похвально, что Вы прислушиваетесь к мнению родителей и поддерживаете с ними хорошие отношения.
Что же касается непосредственно Вашего вопроса, то, во-первых, ответ на него зависит от того, чем обосновывают родители желание, чтобы Вы вернулись. Если их интересует Ваша безопасность и они считают, что Вам же лучше сейчас вернуться обратно, то, очевидно, заповедь почитания родителей в этом случае не требует от Вас возвращения. Ведь в этом случае они заботятся не о себе, а о Вас, поэтому, вернувшись, Вы никак не помогаете родителям, а действуете в своих интересах.
Если же родители говорят, что они очень волнуются и беспокоятся из-за того, что Вы находитесь в опасном месте, то Ваше возвращение может рассматриваться как выполнение заповеди почитания родителей, поскольку это может успокоить их. В таком случае актуален Ваш вопрос о том, обязаны ли Вы их слушаться.
Очевидно, что и в данном случае нет обязанности принимать мнение родителей. Подобный случай рассматривается в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 240:25). Молодой человек желает поехать изучать Тору в другой город, поскольку там учеба будет более эффективной. Родители не хотят отпускать его из-за того, что обстановка в том городе не совсем безопасная. Заключение, к которому приходит Шулхан Арух: молодой человек не обязан слушаться родителей, поскольку заповедь изучения Торы в данном случае «перевешивает» заповедь почитания родителей.
Кроме того, существует запрет оставлять общину в момент опасности (Шулхан Арух 574:5). Речь идет о том, что даже если человек может помочь общине «только» молитвами или постами, ему нельзя просто так покидать общину. Безусловно, каждый ученик ешивы своей молитвой и учебой также вносит вклад в общее дело.
Получается, что поскольку обстановка в Иерусалиме не такая уж опасная и, как Вы пишете, Ваша учеба в ешиве проходит успешно, очевидно Вам можно остаться в Земле Израиля. При этом очень важно поддерживать постоянную связь с родителями, регулярно разговаривать с ними и делать все возможное, чтобы они как можно меньше волновались.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
При появления отца или матери дети должны встать
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Давид Россоф
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Шрага Симмонс
Отец Авраама был, по сути, злодей. И все же почитание отца было для Авраама первоочередным делом — даже по сравнению со служением Всевышнему.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону