Из цикла «Дерех эрец», темы: Почитание родителей, Дерех Эрец, Шауль Вагшал
Согласно дерех эрец, сыновья обязаны почитать отцов даже и без повеления Торы. Злодей Эсав особо отличился в почитании отца, хотя такой заповеди и нет среди семи заповедей сынов Ноаха (Ялкут, Берешит 115). И в Талмуде наши мудрецы похвально отзываются о почтительном отношении к родителям Дамы бен Нетины, хоть он и не был евреем (Кидушин 31а).
Главное в заповеди почитания родителей — выполнять ее всем сердцем и с желанием. О тех же, кто выполняет ее, как говорят, из-под палки, сказали наши мудрецы так: «Бывает такой (сын), что кормит отца откормленной птицей, и (несмотря на это) пропадает душа его». Объясняет Раши: здесь говорится о сыне, который показывает отцу, что жалеет подаваемую ему еду…
Мы видим из этого, что главное — это то, как исполняется заповедь, чтобы сопутствовали ей добросердечие, приветливость и мягкая речь.
Говорить с родителями спокойно и мягко
Следует разговаривать с отцом и матерью спокойно, выдержанно, облекая свои слова в форму просьбы. И очень остерегаться, чтобы не напоминать родителям обо всем хорошем, что делают для них.
Алахические авторитеты говорят, что непочтительно делать отца посыльным по своим делам, однако это позволительно относительно матери (Шут Ареэм ч. 1, 19).
Молясь об отце, не следует говорить: «Исцели, пожалуйста, господина моего — моего отца», или: «…учителя моего — моего отца», или так же — о матери, ибо не следует говорить в личной молитве высоких слов (Биркей Йосеф со ссылкой на Сефер хасидим). То же самое относится к молитве за своего рава (у которого учишь Тору): не следует употреблять слов «рав мой» или «учитель мой».
1. Следует почитать жену отца (мачеху), хотя она и не является матерью, а также мужа матери (отчима).
2. Следует также почитать родителей жены, но не так, как собственных родителей; достаточно относиться к ним, как к важным старцам (Йоре дэа 240:21 и 24; Шах п. 22).
3. Следует почитать родителей отца и матери, но собственных родителей — более. В ситуации, когда нет возможности выполнить заповедь по отношению ко всем предкам, отец и мать предшествуют.
В этом случае мнения алахических авторитетов разделились. Арух ашульхан пишет, что большинство авторитетов в этом случае освобождают от исполнения заповеди. Однако, если отец подпадает под определение «украденный ребенок» (человек, не получивший еврейского воспитания), то грехи его расцениваются как совершаемые по ошибке, а не по злому умыслу. Поэтому, если даже есть только сомнение, принадлежит ли он к этой последней категории, этого достаточно, чтобы обязать сына к исполнению заповеди почитания отца (последнее сомнение прибавляется к первому, связанному с разногласием среди алахических авторитетов; возникает ситуация «двойное сомнение — к устрожению», поскольку, по мнению автора Шульхан аруха, сын обязан исполнять заповедь почитания, даже когда отец — злоумышленный грешник).
с разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?