Темы: Песах, Маца, Духовность, Рав Натан Агрес, Связь с Творцом, Исход из Египта, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОгромное спасибо за очень подробный ответ на мой вопрос об истории «выхода из Египта». Но у меня за это время появился еще один вопрос, надеюсь, Вас не затруднит на него ответить.
Вы упомянули, что маца символизирует йецер а-тов («доброе стремление», стремление к добру), а хамец — йецер а-ра («дурное стремление», влечение к злу): лень, гордыню и т.п. Соответственно, предпасхальная очистка дома от хамеца олицетворяет внутреннюю работу по очищению своей души от этих негативных качеств. Но тогда почему наши праотцы в Египте, будучи на 49-ой ступени нечистоты, получили незаквасившееся тесто при помощи чуда, без напряженной духовной работы?! Почему же для нас сейчас та же маца стала символом тяжелой духовной (да и физической) работы? Заранее большое спасибо. О.
Уважаемая О.,
Спасибо за интересный вопрос.
Как известно, на исходе первого дня Песаха мы начинаем отсчитывать дни от принесения меры (омера) ячменя в Храм — Сфират а-Омер, 49 дней до праздника Шавуот (50-ый день). В каббалистических книгах сказано, что в первый день Песаха (15 нисана) Всевышний Сам поднял весь народ на невероятную духовную высоту — 49 врат мудрости в противовес 49 ступеням нечистоты. Это было сделано для того, чтобы дать им почувствовать, реально ощутить вкус святости и близости к Создателю, т.к. и в этом мире, и в будущем нет большего наслаждения, чем ощущение причастности к Нему (Месилат Йешарим, гл. 1).
Но как только окончился первый день Песаха, они опустились на свой прежний уровень — чтобы подняться на эту высоту теперь уже собственными усилиями. Тора (в гл. Бешалах и далее) описывает те испытания, которым подвергся народ после выхода из Египта по пути к горе Синай.
В действительности то же самое происходит в дни Песаха и с нами тоже. Это стало духовным законом, действующим из года в год. И если мы не ощущаем этого, то только потому, что наша духовная чувствительность притуплена.
Кстати, многие из тех, кто удостоился вернуться к Традиции, свидетельствуют, что в первый период ощущали колоссальный духовный подъем, близость к Творцу и «мелкость», в сравнении с этим, повседневного быта. Но в какой-то момент это возвышенное ощущение покидало их, и они снова обнаруживали себя в будничной рутине материальности. Многих это приводит в отчаянье или в состояние депрессии, но, как мы видим, то же самое происходило со всем еврейским народом при его зарождении. Человека, находящегося в таком состоянии, сравнивают с маленьким ребенком, только начавшим ходить. Сначала отец держит его за руку, помогает передвигать ноги, оберегает от падения. Но на каком-то этапе, когда становится ясно, что малыш уже способен ходить самостоятельно, ради его же пользы родители предоставляют ему возможность ходить самому.
Так же и Всевышний: на начальном этапе Он поднимает человека из духовного болота, в которое тот угодил, дает ему почувствовать духовную свободу, вкус истинной жизни. Но в дальнейшем Он требует от нас самостоятельной работы, преодоления испытаний и трудностей. Ведь вся цель творения была — «заплатить» человеку за его труд, когда за каждым действием стоит только его собственный свободный выбор.
Маца, не содержащая йецер а-ра, соответствует высокому духовному уровню. Но этот уровень не самоцель, а только средство очистить и подготовить нас к упорной работе, имея дело уже с хамецом. Семь дней Песаха — это своего рода «духовная диета», позволяющая употреблять хамец в течение всего остального года.
На 50-ый день, в праздник Шавуот, в Храм приносили квасные хлебы: показать, что за эти 49 дней следовало достичь 49 уровней познания, преодолевая испытания и йецер а-ра. И еще это подчеркивало в день дарования Торы, что вся цель Торы — помочь человеку возвыситься, подняться, но не путем игнорирования телесной составляющей или отрыва от нее, а с помощью исправления своих качеств и возвышения телесных потребностей до необходимого духовного уровня.
С уважением, Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону