Темы: Марор, Хасидские рассказы, Маца, Египетское рабство, Материальные блага
Спросили у Рабби Ицхака-Меира из Гур:
- Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор - символ рабства?
Ответил он:
- Из-за того, что евреи долго пребывали в рабстве, притупились их чувства и они уже не понимали сути своих страданий. Пока не забрезжило освобождение, даже не чувствовали они горечь своей судьбы, и лишь когда началось освобождение - впервые по-настоящему почувствовали горький вкус рабства.
- Яаков просит у Всевышнего "хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеваться". Нет ли в молитве Яакова лишних слов? Ясное дело, что хлеб едят, а одежду - надевают, - спросили хасиды рабби Боруха из Вижниц.
- Человеку свойственно быть ненасытным в своих нуждах, - ответил Ребе. - Вы сами знаете людей, которые рвутся наполнить дом таким количетвом одежды, что впору ее есть, и шкафы - таким количеством провизии, что можно одеть ею человека с ног до головы.
Рабби Мешулам-Зуся из Аниполи учил хасидов оставаться самими собой и стараться исполнить свою миссию в этом мире: "Боюсь, что когда "через сто двадцать лет", предстану перед Судьей, мне будет задан вопрос, на который я не сумею ответить. Меня не спросят, почему я не был отцом пророков. Учителем еврейского народа - Моше. Меня спросят, почему я не был Зусей, почему не был самим собой".
Каждое утро еврей произносит молитву, в которой просит уберечь его от дерзости. С другой стороны, кодекс повседневных еврейских законов начинается с того, что каждый еврей должен быть дерзок, как тигр. Рабби из Коцка так разрешил видимое противоречие между этими заповедями: "Есть дерзость собаки и дерзость тигра. Собака встречает врага громким лаем, но не всегда осмеливается приблизиться к нему. Тигр же убивает врага мгновенно и в полной тишине. Поэтому мы изо дня в день молимся о том, чтобы уподобиться тигру, а не собаке".
Обзор по теме: Что такое маца — еврейский хлеб?
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...