Темы: Невеста, Хупа, Свадьба, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧасто вижу, что невеста на свадьбе закрывает лицо фатой. Интересно, фата — это просто часть свадебного наряда или есть в ней какой-то скрытый смысл? Артур
Уважаемый Артур, большое спасибо за Ваш вопрос. Вы совершенно правы, на еврейской свадьбе обычно ничего не делается «просто так», вся процедура бракосочетания основана либо на установившихся обычаях, либо на предписаниях еврейского закона, алахи.
Так и с фатой. Существует, по крайней мере, три причины, по которым невеста закрывает лицо фатой:
Во-первых,по мнению некоторых ранних комментаторов (ришоним) фата (инума) служит хупой. Поясним, что имеется в виду: завершающим этапом свадебного обряда являются нисуин, или хупа. Даже после кидушин, обручения, невеста не становится женой в полном смысле слова — пока не войдёт в дом мужа и пара не начнет совместную жизнь. Символом дома мужа и, таким образом, начала семейной жизни является хупа.
Существует несколько мнений о том, что считать хупой. По одному из мнений обряд хупы совершается, когда жених покрывает лицо невесты свадебной фатой. Они считаются мужем и женой с того момента, когда невеста выходит в свадебной фате (Тосафот, Йома 13 б).
Сегодня принято учитывать и это мнение (Рамо 55:1, Хелькат Мехокек 55:9). Поэтому сначала шошвиним со стороны жениха, раввин, проводящий хупу, свидетели и гости ведут жениха к невесте, чтобы он покрыл ее голову фатой (инума), а уже затем ведут его под свадебный балдахин, который также называется хупа. Там проходит продолжение свадебной церемонии. Поскольку, как было сказано выше, фата также считается хупой, необходимо, чтобы свидетели присутствовали при этом и видели, как жених покрывает лицо невесты фатой (Шаарей Нисуин 2:20).
Возникает вопрос: как можно устраивать хупу, которая является завершающим этапом свадебной церемонии — нисуин, раньше первого этапа, то есть посвящения невесты в жены (кидушин)? Ответ на этот вопрос содержится в одном из комментариев к Шулхан Аруху — Хелькат Мехокек (55:9). Комментатор пишет: нисуин вступают в силу не сразу, а ретроактивно, с того момента, как жених посвящает невесту в жены.
Стоит отметить: этот момент актуален только для девушки, которая выходит замуж впервые. О том, как поступать разведенной или вдове, следует проконсультироваться у раввина.
Во-вторых, принято, чтобы невеста покрывала лицо фатой, еще и потому, что этим она показывает: ее не волнует, каким именно кольцом жених посвящает ее в жены. Главное, чтобы оно стоило хотя бы пруту (прута — мелкая монета, ее стоимость равна стоимости сороковой части одного грамма серебра — респонс Рашба 9:210, Рамо 31:2; это минимальная стоимость предмета, с помощью которого можно посвятить невесту в жены).Это позволяет избежать возможных проблем, например, в случае, когда произошла ошибка и вместо золотого кольца жених дал невесте медное, или, например, если невеста, увидев кольцо, сочла его более дорогим, чем на самом деле (Хелькат Мехокек 31:7, Бейт Шмуэль 31:5). По этой же причине принято, что раввин, проводящий хупу, вначале показывает кольцо свидетелям и просит их удостоверить перед невестой, что кольцо стоит как минимум пруту (Рамо 31:2).
В-третьих, принято, чтобы невеста покрывала лицо фатой из соображений скромности. Разрешено смотреть на одежду и украшения невесты, чтобы восхвалять ее перед женихом, но запрещено всматриваться в ее лицо, поэтому принято, чтобы она покрывала лицо фатой (Шулхан Арух 65:2, Рамо 31:2, 65:2, Хатам Софер, Комментарий к Торе 95:2).
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Как восхваляют невесту?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Может быть, посоветуете какие-нибудь сгулот?
Рав Лейб Александр Саврасов
еврейская свадьба — кидушин
Рав Исроэль-Меир Лау
Почему хупу ставят под открытым небом? Еврейская свадьба.
Лея Солганик
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Почему при помолвке разбивают глиняную или керамическую тарелку?
Рав Бенцион Зильбер
Как наличие Ктубы влияет на детей?
р. Ури Калюжный
В чем величие еврейской пары, стоящей под хупой?
Рав Реувен Куклин
И почему семь раз?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону