Темы: Иштадлут, Успех, Достаток, Тора и бизнес, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Уважаемый Раввин! Мне нужен Ваш совет. Меня зовут Игорь. Так сложилось, что мне уже 24 года. Я не могу найти ответ на вопрос: почему у меня никак не получится «взлететь» или уверенно набирать финансовую высоту? Два года я потратил на проект 1 и прогорел, начал снова заниматься проектом 2 — и ничего хорошего не вышло, потом начался 3-й проект — и получился убыток. Между проектами были «простые», «окладные» работы. Сейчас я разработал проект 4 — экономически рентабельная бизнес-модель, которая по плану может быть реализована на 100% капитала инвестора, но доля прибыли моя имеется в нем.
Спрашиваю Вас, т. к. не в состоянии разобраться с мыслями самостоятельно. Мне (как и каждому) хочется многого и сразу, но я подхожу к делу сверхответственно. Я молодой человек, всегда хотел и хочу иметь красный Ferrari F430, иметь частный дом и любимую жену-красавицу. У меня голова, руки, ноги на местах, не на что жаловаться. Обидно, что потрачено много времени на обретение горького опыта. Я до сих пор не определен с дорогой жизни, что мне сделать сначала, как поступить?
Здравствуйте, уважаемый Игорь,
Наши мудрецы говорят о том, что следует прилагать усилия для достижения благих целей как в материальной сфере, так и в духовной. Несмотря на то, что все в этом мире происходит лишь по воле Небес, нельзя полагаться на это и «сидеть, сложа руки» в ожидании того, что произойдёт определённое Свыше.
Тем не менее, мудрейший из людей, царь Шломо (Соломон) говорит[1] о природе происходящего в мире: «Не мудрецам достается хлеб, и не тем, кто понимает, — богатство». Всевышний установил духовные законы, а процессы в материальном мире — подчинены им. Поэтому, несмотря на то, что иногда результат зависит от наших личных усилий и стараний (так же подсказывает и простая логика), не всегда это так. Что говорят наши мудрецы о том, как действуют духовные законы, влияющие на материальный мир?
Вавилонский Талмуд[2] приводит такой диалог мудрецов:
— Что делать человеку, чтобы разбогатеть?
— Пусть займется коммерцией и ведет свои дела честно.
— А ведь многие так делали и не преуспели?
— Пусть просит милости у Того, Кому принадлежат все богатства, как об этом сказано в книге пророка Хагая[3]: «Мне принадлежат деньги…».
— Раз так, зачем же надо было сначала говорить о честном ведении дел?
— Чтобы довести до сведения, что одно без другого — невозможно!
Есть еще один «патент», который наши мудрецы рекомендуют для того, чтобы разбогатеть. Спрашивает мидраш Танхума[4]: Почему в Торе сказано асэр-таасэр (на первый взгляд кажущееся лишним повторение однокоренного слова, на русский язык обычно переводят как «отделяй десятину» — маасер)? Асэр — чтобы разбогатеть, таасэр — чтобы не потерять (приобретённое)[5].
Следует особо отметить: речь не идёт о том, как получить больше, чем человеку положено и отмерено Небесами в соответствии с его духовными заслугами. А о том, как достичь бОльших заслуг, которые и приведут его к лучшей доле. Мы знаем, что материальное благословение приходит к людям не вследствие природных законов, а вследствие заслуг[6] человека — например, большей веры в Творца.
Кроме того, деньги не должны быть самостоятельной целью еврея, а лишь средством — для достижения духовных целей и выполнения возложенных на него заповедей. Если намерение человека именно такое — он может надеяться, что Всевышний широко раскроет для него врата заработка.
Если говорить о советах «в рамках природы» — посоветовал бы Вам не начинать дело, в котором Вы не специалист. Гораздо мудрее — держаться вместе с тем, кто хорошо разбирается в интересующей Вас области и преуспевает. Через какое-то время, научившись у такого человека всем необходимым для успеха тонкостям, Вы, возможно, откроете собственное дело.
Ну, а если Вы заинтересованы не только в советах[7], но и в том, чтобы определиться с дорогой жизни — постараться разобраться, насколько это возможно, в том, как действуют духовные законы, влияющие на материальный мир, — рекомендую Вам проект «Талмуд он-лайн».
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Коэлет 9:11
[2] Трактат Нида 70 б
[3] 2:8
[4] Глава Ръэ, 18
[5] см. главу Ръэ, 14:22 с РАШИ.
[6] Возможны исключения, тогда, когда это необходимо для осуществления особого замысла Творца в мире. Подробнее об этом можно узнать, например, из лекций рава Ашера Кушнира о Провидении Творца: «Дерех Ашем» (от 29-го занятия и далее).
[7] См. также «Какие “патенты”, какие заповеди помогают достичь удачи в бизнесе?».
Рав Натан Агрес
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Ашер Кушнир
Гади Поллак
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Рав Шауль Вагшал
Рав Бенцион Зильбер
Меркантильность заложена во всём Завете, заключённом на Синае?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону