Темы: Рав Реувен Куклин, Сотворение мира, Свобода выбора, Древо Познания
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Объясните, пожалуйста, одно сложное место в главе Берешит, где сказано о том, что земля не исполнила приказ Творца и произвела вместо съедобного дерева и плода только съедобный плод. За это она потом была проклята после того, как был проклят Адам из-за своего греха. Как следует понимать это место, ведь у земли нет свободы выбора и, как следствие, нет ецер ара? Как в таком случае она могла ослушаться и позже быть наказанной? Один из ответов, который мне сказали, поясняет, что речь идет об ангеле, отвечающем за землю. Но ведь у ангелов тоже нет свободы выбора… С благодарностью услышу от вас более понятный комментарий. Спасибо! С уважением, Арье
Уважаемый реб Арье,
Вы задаёте верный вопрос.
Маараль в книге Гур Арье утверждает, что, несомненно, здесь невозможно понять слова мудрецов в соответствии с их простым смыслом — что земля совершила грех. Как и во многих других местах, здесь слова мудрецов — всего лишь «притча», которая скрывает огромную глубину (подробнее об этом см. «Мидраш шутит?»).
Постараюсь привести вкратце объяснение Маараля.
В начале своего объяснения Маараль приводит стих из Тэилим (115, 16): «Небеса — Б-гу, а землю дал (Творец) человеку». В этом стихе, говорит Маараль, «Небеса», олицетворяющие возвышенность, духовность, противопоставлены «земле», олицетворяющей низменность и материальность. Духовность обычно связана с совершенством, а природа материальности — причинять недостаток, дефект. Так Маараль объясняет стих из книги Коэлет (7, 20): «Ибо нет такого праведника на земле, который творил бы благо и не погрешил бы». Из выражения «праведник на земле» ясно, почему человек не может быть абсолютно совершенным: ведь он живёт на земле, находится в материальном мире, который обязательно в какой-то мере повредит непорочности праведника.
На это свойство земли порождать несовершенство «намекают» мудрецы, говоря, что земля не выполнила волю Творца. Из-за этого несовершенства земля, «как бы», не смогла выполнить приказ Всевышнего и произрастить совершенные деревья, которые одновременно были бы и плодами.
Поэтому и сущность плода дерева «познания зла и добра», выращенного материальной землёй, была — порождать низменные стремления. Поэтому когда Адам не устоял в испытании и отведал этот плод, проклят был не только он, но и то, что послужило его падению, т.е. земля.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Натан Агрес
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Реувен Куклин
Рав Овадья Климовский
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону