Темы: Идолопоклонство, Кладбище, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Можно ли делать фотографию умершего на надгробии?
Большое спасибо за Ваш вопрос. На рубеже 19-го и 20-го веков вошло в моду гравировать изображения умерших на надгробьях. Был выгравирован такой портрет и на одном из еврейских надгробий. Это вызвало негодование еврейской общины, и, в конце концов, вопрос дошёл до руководителя венгерского еврейства рава Мойше Софера (1762—1839), известного как Хатам Софер.
В своем респонсе (6:4) Хатам Софер запрещает изготовление подобных надгробий по двум основным причинам. Во-первых, существует запрет на создание идолов — в том числе, изображений ангелов, небесных сфер или людей. Соответственно, создание памятников, изображающих человека, или даже гравировка изображения умершего на надгробье прямо подпадает под этот запрет. (Какие именно изображения запрещены, обсуждаются в Шулхан Арухе).
Во-вторых, люди часто приходят на могилы своих родственников или на могилы праведников, чтобы помолиться Вс-вышнему и попросить, чтобы заслуги отцов стали защитой и опорой для их потомков в тяжёлых ситуациях. Таким образом, еврейское кладбище приобретает в какой-то мере статус синагоги. Кроме того, молитва перед памятником с изображением человека может выглядеть как своего рода идолопоклонство.
Что касается самого вопроса о фотографии: хотя в данном случае запрет создания идолов не нарушается, вторая проблема, упомянутая Хатам Сойфером, остаётся. Кроме того, современные галахические авторитеты единодушно рассматривают это как нееврейский обычай и приводят ряд других причин, по которым не следует помещать фотографии на надгробьях (Шевет а-Леви 137, Йабиа Омер 10:32).
Поэтому желательно в мягкой форме, избегая конфликтов, предупредить родственников, желающих поместить фотографию, о возможном нарушении запрета. А также объяснить им, что еврейские обычаи траура и похорон призваны выразить уважение умершему и его душе, а не обеспечить нужды живых потомков.
С уважением, Яков Шуб
Читайте:
Авраам Коен
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Похороны — не ради живых? А ради кого?
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Где написано, что это запрещено?
Рав Яков Шуб
Связан ли этот вопрос с будущим воскрешением мёртвых?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Авраам Коен
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону