Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Гер, Экев, Хазон Иш, Зелиг Плискин, Любовь к Б-гу
И БУДЕТ ГОСПОДЬ, ТВОЙ БОГ, ХРАНИТЬ СОЮЗ И ДОБРО, О ЧЕМ КЛЯЛСЯ ТВОИМ ОТЦАМ (Дварим, 7:12)
Гемара (Йевамот) говорит, что три качества отличают еврейский народ: милосердие, стеснительность и добродетель. Талмуд (Йерушалми, Кидушин) учит, что о доброте еврейского народа говорится в этой фразе из Торы.
Но здесь сказано, что даровать добро будет Бог, а где мы видим, что добродетель — качество еврейского народа? Рав Барух Эпштейн объясняет: «Бог поступает с человеком так, как тот поступает с другими (Сота 9б) — если Бог делает добро еврейскому народу, значит, еврейский народ делает добро другим» (Тора тмима, к этому стиху).
ЛЮБИТЕ ПРИШЕЛЬЦА, ИБО ПРИШЕЛЬЦАМИ ВЫ БЫЛИ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ (Дварим 10:19).
Это заповедь, требующая действия. Хотя мы обязаны любить всех евреев, особая заповедь повелевает любить пришельцев, геров — тех, кто принял еврейство. Расширенное понимание этой заповеди обязывает нас проявлять дружелюбие и ко всем, кто приехал в наш город (Хинух).
Если увидите в городе незнакомца, подойдите и приветствуйте его. Очень часто вы способны дать ему неоценимый совет. Даже если не в силах помочь ему делом, доброе слово для пришельца может очень многое значить. Мало просто пожать руку и пойти дальше, будто исполнив некий ритуал. Вы должны искренне позаботиться о нем и постараться помочь.
Как-то Хазон Иш (выдающийся законоучитель двадцатого века, «рав раввинов») по дороге домой в праздник Симхат Тора встретил гера, который пожаловался, что жители города не проявляют дружеских чувств, несмотря на повеление Торы. Хазон Иш ответил, что почтит его песней, сразу стал петь и танцевать перед ним на улице, и не останавливался, пока не увидел, что гер удовлетворен (Пеэр адор).
БОЙСЯ БОГА, ГОСПОДА ТВОЕГО, ЕМУ СЛУЖИ, ПРИЛЕПИСЬ К НЕМУ И КЛЯНИСЬ ЕГО ИМЕНЕМ (Дварим, 10:20)
Этот стих повелевает «прилепиться» к ученым Торы — быть им преданными, чтобы учиться у них заповедям Торы и ее соблюдению. Кто может быть с мудрецом Торы и помогать ему, но не делает этого, нарушает эту заповедь. А кто остается среди ученых Торы, не будет близок к греху (Хинух).
Рамбам пишет: на человека влияют мнение и поведение друзей и окружающих, и он начинает вести себя, как они. Поэтому надо быть близкими к праведникам и сидеть подле мудрецов, чтобы на нас влияли их дела. И сторониться грешников и испорченных людей, чтобы не перенимать их поведение. Если вы живете среди тех, кто поступает неправильно, уезжайте туда, где люди праведные. А не можете, живите одни (Ѓилхот деот).
БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ОБОЛЬСТИЛИСЬ ВАШИ СЕРДЦА, И ВЫ НЕ ОТВЕРНУЛИСЬ И НЕ СТАЛИ СЛУЖИТЬ ДРУГИМ БОГАМ И ПОКЛОНЯТЬСЯ ИМ (Дварим, 11:16)
Хафец Хаим цитирует Рамбама, который говорит, что из этого стиха следует, что нельзя вырывать слова из контекста. Если посмотреть только на середину этой фразы, там написано «служить другим богам» — а это противоположно тому, чему нас учит Тора. Так же следует реагировать, если мы слышим, что о нас плохо сказали или сделали нам что-то плохое. Очень часто, если бы мы выслушали все, что о нас сказали, это не показалось бы нам плохим и злонамеренным. Поэтому дайте место здоровому сомнению и судите людей с лучшей стороны (Беер маим хаим, позитивная заповедь 3).
ЕСЛИ БУДЕТЕ СОБЛЮДАТЬ ВСЕ ЗАПОВЕДИ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ, ЧТОБЫ ВЫ ИХ ИСПОЛНЯЛИ, ЛЮБИТЬ БОГА, ГОСПОДА ВАШЕГО, ХОДИТЬ ПО ВСЕМ ЕГО ПУТЯМ И ПРИЛЕПИТЕСЬ К НЕМУ, ТО… (Дварим, 11:22)
Тора говорит, что даже тот, кто соблюдает все заповеди и достиг «любви к Богу», должен подражать Ему («ходить по Его путям»), чтобы прилепиться к Нему, быть Ему всецело преданным, неотделимым от Него. Подражать Богу, уподобляться Ему — значит быть сострадательным, сочувствовать людям и делать им добро (Раши). Чтобы действительно быть с Богом, надо заботиться о ближнем (Введение к Аѓават хесед).
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?