Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Можно ли в шабат очищать помидор от шкурки? (В будни я всегда очищаю его). Спасибо.
Запрет борэр («выбирания») является одной из 39 работ, запрещённых в субботу. Однако, в отличие от остальных 38 работ, при соблюдении некоторых условий выбирание будет рассматриваться не как запрещенная работа, а как обычный способ принятия пищи. Перечислим эти условия:
1) Выбирание производится непосредственно перед началом трапезы.
2) Выбирание производится вручную, а не при помощи специальных приспособлений (обычно столовые приборы — нож, вилка и т.п. — рассматриваются как «продолжение руки», а не как специальное приспособление).
3) Съедобное выбирается из несъедобного.
Следует отметить: когда речь идет об очищении от скорлупы, кожуры и т.п., несъедобное отделяется от съедобного, но все равно это действие не рассматривается как запрещенная работа, а считается обычным способом принятия пищи — так как нет другой возможности добраться до съедобного (Беур Алаха 321). Следовательно, при соблюдении указанных условий разрешено отделять кожицу (корку, скорлупу, кожуру) не только от помидора, но и от любых других продуктов, например, от апельсинов, от орехов и т.п.
Что касается конкретно Вашего вопроса: очищать помидор разрешено даже без соблюдения трёх указанных условий. Объясним вкратце этот закон. Гемара (Шабат 139 б) говорит, что разрешено процеживать вино и воду через специальное приспособление, даже когда в них плавают частички грязи, поскольку большинство людей обычно не обращают на это внимания и пьют, не процеживая. Т.е. поскольку большинство людей готовы употреблять воду в таком виде, отделение этой грязи не рассматривается как запрещённая работа, даже если это делается без соблюдения упомянутых условий. Соответственно, поскольку абсолютное большинство людей ест помидоры вместе кожицей, её отделение не рассматривается как запрещенная работа. Кроме того, сама шкурка считается с помидором единым целым.
Правда, Беур Алаха (319:10) говорит, что человеку, который в обычные дни всегда процеживает воду от грязи и не готов пить её без этого (хотя большинство людей пьёт без этого), запрещено процеживать воду в субботу. Но там речь идет об отделении грязи, которая сама по себе непригодна в пищу. А в нашем случае: кожица помидора является частью пищи и считается с помидором одним «видом», поэтому отделять ее разрешено даже человеку, который постоянно делает это в будний день, и без соблюдения трёх условий, как было сказано выше (Шмират Шабат кэ-Илхата 3, прим 78).
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Запрет отбора в субботу
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Под работой Галаха подразумевает совсем не то, что обычно считается таковой. 39 основных ремесел, которыми запрещено заниматься в субботу.
Рав Овадья Климовский
… а не 38 или 40?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Какие из запретов Субботы ввели Мудрецы Талмуда и зачем они это сделали?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Мы почитаем субботу, веря в Творца, который удовлетворяет человеческие потребности. Соблюдение шаббата начинается с подготовки дома и самого себя.
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону