Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Я пользуюсь рюкзаком для переноски ребенка, в котором верхние лямки обкручиваются вокруг тела, а в конце завязываются двойным узлом. С одной стороны, от этого узла зависит безопасность ребенка (хотя и на узле с бантиком все хорошо держится, но я буду переживать, например, дети могут дернуть за бантик). С другой стороны, сам узел не получается очень плотным, поскольку лямки довольно широкие, и развязать его легко. К тому же, чтобы вытащить ребенка, узел необходимо развязать, поэтому нет вероятности, что узел останется надолго. Только на время прогулки, т.е. час-полтора. Можно ли завязывать/развязывать такой узел в шаббат?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено завязывать и развязывать шлейки рюкзака для переноса ребенка двойным узлом, при условии, что их завязывают на короткое время (меньше, чем на 24 часа) и не затягивают узел максимально туго, по причинам, которые будут изложены ниже.
Для начала определим, какая может быть проблема с завязыванием двойного узла в субботу. Существует два основных мнения ришоним (ранних комментаторов) по поводу того, какие узлы разрешено и запрещено завязывать и развязывать в Шаббат:
— Раши и Рош считают, что запрещено завязывать любой узел надолго и это запрет из Торы. Если узел завязывают на относительно недолгое время, это запрет мудрецов, а если на короткое время (меньше, чем на 24 часа) — разрешено.
— Риф и Рамбам считают, что кроме фактора времени необходимо учитывать еще один фактор, а именно, качество узла. Поэтому Тора запрещает завязывать только специальный профессиональный узел (например, морской) на долгое время. Если один из этих факторов отсутствует, например, узел завязан на долгое время, но не является специальным, или, наоборот, специальный узел завязан на короткое время, это только запрет мудрецов. Если отсутствуют оба фактора, а именно, узел завязан ненадолго и не является специальным, его разрешено завязывать в субботу.
Шулхан Арух 317:1 приводит мнение Рифа и Рамбама, а Рамо, в свою очередь, добавляет мнение Раши и Роша, поэтому ашкеназим соблюдают закон в более строгом варианте и учитывают оба мнения. Соответственно, в Вашем случае необходимо определить, является ли двойной узел, который Вы хотите завязать, специальным узлом. Ведь в таком случае его нельзя будет завязывать, по мнению Рифа и Рамбама, даже на короткое время (меньше, чем на 24 часа), т.к. это будет нарушением запрета мудрецов. По мнению Раши и Роша, поскольку узел завязывается на короткое время, его разрешено завязывать в субботу, см. выше.
Рамо (317:1) приводит мнение автора Шилтэй Гиборим: поскольку мы не знаем точно, какой узел называется специальным, необходимо устрожить соблюдение закона и не завязывать/развязывать любой узел, который держится крепко и туго и не развязывается сам по себе. Отсюда, по мнению Шилтэй Гиборим, распространился обычай не завязывать и не развязывать любой двойной узел даже на короткое время.
Мнение ахроним (поздних комментаторов) по поводу того, о каком виде двойного узла идет речь, разделились:
— По мнению Кицур Шулхан Арух (80:45) и Каф а-Хаим (317:4) запрещено завязывать и развязывать любой двойной узел независимо от того, крепко он завязан или нет, поскольку он вообще может быть крепким и не развязывается сам по себе.
— Однако по мнению авторов Маген Авраама (317:4) и Мишна Брура (317:14), данный запрет распространяется только на двойной узел, который завязывают крепко и туго. С этим также согласны современные галахические авторитеты: Шмират Шабат кэ-Илхата (15, прим.167) от имени Рава Шломо-Залмана Ойербаха зацаль, Орхот Шабат (10, прим. 16) от имени Рава Йосефа-Шалома Элияшива шлита.
Что касается Вашей ситуации, то в ней существует несколько облегчающих факторов:
Во-первых, как Вы утверждаете, шлейки, которые необходимо завязать, довольно широкие, и их невозможно завязать крепко и туго.
Во-вторых, сам Рамо (317:1), мнение которого мы упоминали выше, утверждает, что в случае, когда двойной узел причиняет человеку физическое неудобство, его можно развязать, даже если он был завязан крепко и туго. В свою очередь, Элиягу Раба (317:5) утверждает, что такой узел можно завязывать и развязывать, не только когда он причиняет физическое неудобство, но и просто в случае необходимости. С этим согласен также Хазон Иш (52:17). Соответственно, поскольку в Вашем случае двойной узел необходим для обеспечения безопасности ребенка, он также попадает в эту категорию.
В-третьих, хотя такой узел завязывают, чтобы обеспечить безопасность ребенка (и поэтому, очевидно, не завязывают свободно), поскольку основная нагрузка от веса ребёнка приходится на сами шлейки, а узел только страхует их, чтобы они не развязались сами по себе, — нет большой необходимости завязывать узел очень крепко и туго. Тем более что его собираются развязать через несколько часов.
В-четвертых, как было сказано выше, по мнению Раши и Роша разрешено завязывать любой узел на короткое время.
Соответственно, получается, что завязывать шлейки рюкзака для переноса ребенка двойным узлом разрешено и разрешено развязывать такой узел при условии, что шлейки завязывают на короткое время (меньше, чем на 24 часа) и не затягивают узел максимально туго.
С уважением, Яков Шуб
Слушайте: Можно ли завязывать шнурки в субботу?
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Под работой Галаха подразумевает совсем не то, что обычно считается таковой. 39 основных ремесел, которыми запрещено заниматься в субботу.
Рав Овадья Климовский
… а не 38 или 40?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Какие из запретов Субботы ввели Мудрецы Талмуда и зачем они это сделали?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Мы почитаем субботу, веря в Творца, который удовлетворяет человеческие потребности. Соблюдение шаббата начинается с подготовки дома и самого себя.
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону