Темы: Кашрут, Яков Шуб, Кашерование посуды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Моя подруга, начинающая в соблюдении, спросила меня насчет кошерования посуды. У нее есть керамические тарелки, которыми она очень долго не пользовалась. Но когда-то ими пользовались и для мясного (не трефного), и для молочного… Я, помня что керамика не подлежит кошерованию, так и сказала. Но она говорит, что слышала, что если долго не пользовались, то можно откошеровать. Скажите мне правильный ответ, пожалуйста. Р.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы действительно правы, что при обычных обстоятельствах керамическая посуда, использовавшаяся для горячих блюд, не подлежит кошерованию.
Однако существует мнение Рава Мойше Файнштейна (Игройс Мойше, Йорэ Дэа 2:46): если запрещение посуды ведёт к большим финансовым потерям, разрешено кошеровать керамическую посуду, которая не использовалась в течение 12 месяцев. Способ кошерования, который он предлагает в данном случае, — сделать агалу три раза.
Свое решение Рав Мойше Файнштейн обосновывает следующим образом.
Во-первых, существует мнение Хохама Цви, который разрешает кошеровать любую посуду по прошествии 12 месяцев после последнего использования, а также мнение одного из ришойним (ранних комментаторов) Баал а-Итур, который разрешает кошеровать глиняную посуду с помощью трёхкратной агалы.
Во-вторых, в большинстве случаев такая посуда используется как кли шейни («вторая посуда» — ёмкость, в которую перекладывают пищу из кастрюли или сковороды, стоявшей на огне). Т.е. фактически в ней не варят пищу, а только перекладывают уже сваренную.
В-третьих, в некоторых ситуациях мудрецы допускают некоторые «облегчения», чтобы помочь человеку исправить сложившуюся ситуацию. Например, в Мишне (Гитин 55а) приводится ситуация с человеком, который украл бревна и построил из них дом, а теперь хочет исправить содеянное. Он должен вернуть только стоимость бревен. Несмотря на то, что по букве закона он должен был бы разрушить дом и вернуть те бревна, которые украл.
Соответственно, если речь идет о дорогой керамической посуде, которой не пользовались 12 месяцев, Ваша подруга может положиться на мнение Рава Мойше Файнштейна и откошеровать ее, сделав агалу три раза.
Однако, поскольку законы кошерования на Песах более строги, то нельзя откошеровать керамическую посуду, которая впитала хамец (квасное), чтобы использовать в Песах.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Четыре раввинские истории
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Цав»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону