Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Глиняные сосуды, в которых хранился или готовился хамец, невозможно откошеровать ни кипячением, ни прокаливанием. Но печи и плиты, построенные из камней и кирпичей можно прокалить. 9И см. выше, глава 110, параграфы 1 и 2). Про отопительные печи в зимних домах принято считать, что кошерование им не помогает. И, когда в Песах хотят поставить на эту печь кастрюлю, необходимо подложить под нее железный лист, и так можно готовить также на глиняной печи.

2. Деревянную, металлическую, каменную и костяную посуду можно кошеровать кипячением. Но если это такая посуда, которая портится от пребывания в кипящей воде, как, например, посуда, склеенная клеем, и даже если только ручка ее приклеена, согласно постановлению мудрецов кипячение не делает ее кошерной на Песах. Это постановление связано с опасением, что хозяин пожалеет посуду и не прокипятит ее как следует.

3. Прежде чем кошеровать посуду, ее следует тщательно отчистить от ржавчины и т.д., так, чтобы она была полностью чистой. Но простые цветные пятна не обязательно отчищать.

Если на посуде есть вмятины, следует вычистить их особенно тщательно. Если речь идет о металлической посуде, следует сначала набить вмятины углями, чтобы тщательно прокалить их, а после этого прокипятить посуду2. А если невозможно ни тщательно отчистить трещины или вмятины, ни прокалить их, эту посуду откошеровать нельзя. И поэтому при кошеровании ножей с ручками следует сначала выяснить, можно ли их откошеровать вообще. И самое лучшее выполнение заповеди, если средства это позволяют — купить на Песах новые ножи.

4. Если посуда используется для готовки на огне без воды, ее необходимо прокаливать. И поэтому те миски и сковородки, в которых пекут хамец, необходимо прокаливать3. И прокаливание должно быть сильным, то есть необходимо накалить вещь так, чтобы от нее летели искры. Деревянный же ухват невозможно откошеровать на Песах.

5. Если на посуде стоит заплатка, то, если есть основания опасаться, что под заплаткой сохранился хамец в количестве, заметном для глаза, необходимо сначала прокалить это место так, чтобы быть уверенным, что, даже если там и был хамец, он согрел; после же этого посуду можно кипятить. Если же нет опасения, то под заплаткой есть хамец в количестве, заметном для глаза, то, если заплатка поставлена до того, как в этом сосуде стали готовить хамец, можно кипятить его как есть, поскольку как хамец впитался при готовке, точно так же он выйдет наружу при кипячении; но если в посуде сначала готовили хамец, а потом уже поставили заплатку, тогда кипячение не поможет освободить от хамеца то место, которое находится по заплаткой. Поэтому необходимо перед кипячением положить на эту заплатку горящие угли, чтобы прокалить это место4. Если же эта заплатка припаяна с помощью оловянного, серебряного или другого металлического припоя, можно кипятить эту посуду как есть, поскольку впитавшийся в этом месте хамец при пайке сгорел.

6. Ступку, если в ней принято было толочь острые приправы вместе с хамецом, необходимо прокалить легким прокаливанием, то есть, наполнить ее горящими углями и нагреть ее настолько, чтобы, если коснуться ее соломинкой с обратной стороны, эта соломинка загорелась5; если же в ней толкли только перец и т.д., достаточно прокипятить ее6.

7. Если посуда предназначена для длительного хранения водки — вкус и запах водки невозможно удалить из посуды с помощью кипячения; но если эта посуда очень тщательно проварена с моющим средством, так что теперь совершенно не пахнет — после этого кипячение на нее действует.

8. Кошерование бочки кипячением делается так: нужно накалить камни, положить в нее и залить их кипящей водой из сосуда, стоявшего на гоне, и покачать бочку, чтобы кипящая вода залилась во все места. Если же речь идет про наши бочки, сделанные из нескольких досок, скрепленных обручами, то, если в них хранился хамец, например, водка или мука, кипячение не кошерует их7.

9. Если данная посуда кошеруется кипячением, то, если вместо этого соскрести с нее верхний слой, это не делает ее кошерной, а необходимо именно прокипятить ее.

10. Посуду, которую невозможно отчистить, например, сито, мешок, в который ссыпается свежесмолотая мука на мельнице, или корзины, в которых хранился хамец, или терку, или посуду с узким горлышком или узким носиком, которые невозможно отчистить изнутри — эту посуду невозможно откошеровать на Песах.

11. Сундуки для хранения продуктов, если на них иногда проливают суп из кастрюль, нуждаются в легком кошеровании8, то есть их нужно облить кипящей водой. Их обливают водой именно из того самого сосуда, который стоял на огне, и не разбрызгивают воду, а льют ее струей.

Столы же принято кошеровать следующим образом: накаливают камни, кладут их на стол и обливают их кипящей водой, перекатывая камни по столу так, чтобы вода попала на всю поверхность стола. И необходимо сначала отчистить стол, а по прошествии двадцати четырех часов откошеровать его. И, тем не менее, у некоторых принято даже после кошерования не пользоваться рабочими поверхностями столов или сундуков, а застилать их скатертями или чем-то другим9.

12. Ручки сосудов также необходимо кошеровать. Но, тем не менее, если ручка не влезает в котел для кошерования, можно откошеровать ее отдельно, облив кипящей водой.

13. Посуда для питья и мерная посуда также нуждается в кошеровании кипячением10. А относительно стеклянной посуды в наших странах принято считать, что кипячение их не кошерует11. И также металлическую эмалированную посуду невозможно откошеровать кипячением, однако12 им достаточно легкого прокаливания, как описано в параграфе 6.

14. Кошерование кипячением производят только в воде, к которой ничего не примешано, даже моющие средства и т.д. Если в одном котле кошеровалось много посуды, так что вода помутнела и стала похожа на рассол, в этой воде больше не кошеруют.

15. Если при кошеровании кипячением человек использует клещи, которыми держит кошеруемый сосуд, следует на мгновение отпустить кошеруемый сосуд и снова схватить его, поскольку в противном случае кошерующая вода не дойдет до того места, за которое сосуд держат клещи. А лучше поместить кошеруемый сосуд на решетку или в корзину, и не следует класть сразу много сосудов в котел, в котором они кошеруются, чтобы они не касались один другого, поскольку в этом случае место касания не кошеруется.

16. Кошеровать следует только такую посуду, которая в течение ближайших двадцати четырех часов13 не использовалась для приготовления хамеца. И то же требование относится к котлу, в котором посуда кошеруется. И следует внимательно следить, чтобы, когда в котел кладут новую порцию посуды, вода непременно успела закипеть. Если же необходимо откошеровать сам котел, то нужно, наполнив котел водой до краев и дождавшись, пока она закипит, бросить туда раскаленные камни, чтобы кипящая вода выплеснулась на стенки котла.

Кошерование посуды нужно закончить до полудня.

17. Принято после кошерования мыть откошерованную посуду холодной водой.

18. Если это возможно, следует кошеровать посуду в присутствии знатока Торы, хорошо знающего законы кошерования.

 


1 Подробности этого закона см. в «Шульхан Арухе», глава 451, параграф 22.

2 И в данном случае достаточно легкого прокаливания, описанного в параграфе 6. Если же забыли прокалить до кипячения, допускается сделать это уже после кипячения.

3 Для сковороды (поскольку в ней готовят на масле и поэтому прокаливание необходимо ей только из-за обычая) достаточно легкого прокаливания, описанного в параграфе 6. Миски (формы для выпечки) и т.д. (даже если их смазывают маслом, прокаливание для них необходимо по Галахе) нуждаются в сильном прокаливании, и если его не сделано, они некошерны для Песаха.

4 Некоторые говорят, что достаточно легкого прокаливания. И если в сосуде готовили больше двадцати четырех часов назад, несомненно, можно полагаться на это мнение.

5 Если же невозможно прокалить ее, то, если в ней нет вмятин, достаточно кипячения.

6 И в этом случае самое лучшее выполнение заповеди — толочь до Песаха.

7 См. законы кошерования бочек в МБ.

8 Если же на них иногда ставят горячие запеканки, используя их в качестве столов, то их кошеруют так же, как столы (кошерование столов описано ниже).

9 Так следует использовать ящики и т.д., поверхность которых поцарапана. Но обычный стол с гладкой поверхностью можно использовать, не застилая скатертью.

10 Посуда, которая используется по большей части для холодных продуктов и не для консервирования и в которой в течение двадцати четырех часов не было хамеца, можно откошеровать, налив и вылив воду (то есть следует наполнить ее холодной водой до самых краев, дать постоять двадцать четыре часа, вылить, и так сделать три раза).

11 А в тех местах, где невозможно достать новой стеклянной посуды и в распоряжении имеется только та, которую использовали весь год — пишет «Хайей Адам», что ее можно откошеровать, наливая и выливая воду, как описано выше. (Кипячение же не требуется потому, что обычно в стеклянную посуду не наливается горячий хамец).

12 В МБ не приводится.

13 Некоторые же стараются выполнить заповедь кошерования еще лучше и ждут три дня (БГ).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?