Темы: Суббота, Досуг, Рав Яков Шуб, Игра
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Можно ли в субботу играть в бильярд?
Большое спасибо за интересный вопрос. В принципе, сам процесс игры не является проблемой с точки зрения законов Шаббата. Использование определенных аксессуаров, например, складного кия или мела для обработки ударной поверхности кия, запрещено (см. ниже). Но поскольку Шаббат дан нам, в основном, именно для духовного наслаждения, от игры на бильярде в этот день лучше воздержаться.
Теперь приведем краткое объяснение этих законов.
Разрешено пользоваться обычным кием.
Люди, которые играют на бильярде на более профессиональном уровне, часто используют специальный кий, состоящий из двух частей, которые крепятся друг к другу посредством резьбы. После игры такой кий обычно снова разбирают. Сборка и разборка такого кия является «строительством», одной из 39 запрещенных в Шаббат работ.
Подобный пример мы находим в Геморе Шаббат (47а). Там сказано, что запрещено удлинять и укорачивать малярную кисть для того, чтобы была возможность красить наверху. Там же говорится о складной кровати торговцев, которые переезжали с места на место, и на новом месте им необходимо было снова собирать кровать. Такую кровать также нельзя собирать и разбирать в Шаббат.
И, несмотря на то, что в процессе использования эти предметы обычно собирают и разбирают, иногда даже в течение одного дня, такое действие считается «строительством». Поскольку их разборка не является функционально необходимой, а производится лишь для того, чтобы сэкономить место или облегчить транспортировку. Поэтому, когда такой предмет собирают, считается, как будто его построили заново. Однако если кий собрали до Шаббата, его можно использовать при условии, что не будут разбирать до окончания Шаббата.
Часто в процессе игры необходимо обрабатывать ударную поверхность кия мелом для того, чтобы при ударе он не скользил по шару. Это запрещено, т.к. может считаться маке бэ-патиш («завершающим ударом»), одной из 39 запрещенных в Шаббат работ. Целью этой млахи (работы) является сделать предмет готовым к употреблению. Однако поскольку, в принципе, кий можно использоваться и без мела, а мел лишь способствует его более эффективному использованию, то это будет запретом мудрецов, а не запретом из Торы.
Кроме того, иногда мелом смазывают руку, чтобы кий ходил по ней более гладко. Это действие запрещено, т.к. может считаться мемахек (разглаживанием) — его целью является сделать кожу более гладкой. Очевидно, это также будет запрет мудрецов.
Все сказанное верно в соответствии с буквой Закона, однако на самом деле игра на бильярде не совсем соответствует духу Шаббата. В Шаббат мы как бы поднимаемся к Вс-вышнему, приближаемся к Нему. Поэтому наше поведение должно также соответствовать этому уровню. Шаббат предназначен, прежде всего, именно для духовного наслаждения, поэтому желательно воздержаться от игры на бильярде в Шаббат (ШШК 16:1).
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Суббота — день тотального запрета на настоящую жизнь?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Гитель Итахова
Рав Ашер Кушнир
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Куклин
А кукол?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Зеев Гершензон
Вообще, откуда происходит эта игра?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону