Темы: Моше, Пророчество, Дарование Торы, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, у меня возник вопрос относительно того, как Вс-вышний открывался народу Израиля в древние времена. В Бемидбар 12:6—8 сказано: «И сказал Он: слушайте слова Мои: если и есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним; Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Г-спода зрит он; как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше?»
Я так понимаю, что Вс-вышний только с Моше говорил наяву, обычной речью… Где-то я читала, что традиция придерживается такой же точки зрения (возможно, я что-то не так поняла). Но при прочтении книги Йова обратила внимание на этот стих «И отвечал Г-сподь Йову из бури и сказал» (38:1). После начала искать и обнаружила, что Вс-вышний так же (не во сне и не в видении, а через бурю) разговаривал с Эйлийау (1 Мелахим 19).
Скорее всего, я неправильно поняла стих из Бемидбар… Не могли бы Вы объяснить мне, как, согласно традиции, Вс-вышний обращался к народу Израиля?
О.
Шалом, уважаемая О.!
Рамбам настаивал, что одним из постулатов нашей веры должно быть признание особенности пророчества Моше. В то время как остальные пророки слышали голос Вс-вышнего, иногда видели во сне или в особом состоянии какие-то видения, через бурю, как Вы упомянули (хотя упоминанию бури в книге Ийова комментаторы находят дополнительные причины), Моше рабейну говорил с Б-гом напрямую. Мало того, слова, звучавшие из уст Моше и слышимые всем Израилем, были не его словами, а прямой речью Творца. Тогда как остальные пророки воспринимали сказанное или показанное Всевышним через призму своей души и интеллекта, а потом передавали это другим. Даже если он слышали прямую речь Творца, им приходилось впоследствии говорить об этом своими словами — трудно сказать, слышали ли они именно все эти слова от Всевышнего или воспринимали каким-то образом то, что Он хотел им передать. Моше же слышал каждое слово, и поэтому в Торе редко встречаются обороты, принятые у пророков, например «так сказал Б-г». Тору Моше просто записал под диктовку Б-га.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Почему прекратилось пророчество?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Ефим Свирский
Рав Овадья Климовский
Что мы, евреи, знаем о последнем пророке?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
В каком порядке была записана Тора?
Рав Натан Агрес
Или она была переведена на человеческий язык?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону